Группы детей с нарушением зрения

Информация

Определение зрения

Человек наделён природой пятью чувствами, которые позволяют ему познавать окружающий мир.

Зрение – это способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона.

Для того чтобы мы могли видеть, наш зрительный аппарат проделывает очень сложную работу. Глаз улавливает оптические раздражители, перерабатывает их в нервные импульсы, которые передаются коре головного мозга, в участок, отвечающий за их обработку и формирование определённого образа. В этом сложном процессе задействованы глазодвигательные мышцы, оптическая система глаза, в структуру которой входят роговица, хрусталик, радужная оболочка и стекловидное тело, зрительный нерв и зрительные центры головного мозга.

Нарушение зрения. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения – Занятие по ФЦКМ на тему «Транспорт» в средней группе для детей с нарушением зрения «Поездка в автобусе»

Публикация «Конспект НОД по развитию ориентировки в пространстве «Перелетные…»
Конспект НОД по развитию ориентировки в пространстве в средней группе для детей с нарушениями зрения Тема: «Перелетные птицы» Задачи: продолжать учить находить и располагать предметы на фланелеграфе (справа, слева, вверху, внизу); продолжать развивать умение подниматься и…

Конспект занятия «Зимние забавы» по развитию зрительного восприятия для детей с нарушениями зрения в средней группе
Тема: «Зимние забавы» Задачи: Коррекционные: развивать зрительное восприятие, зрительно-моторную координацию, внимание, мелкую моторику. Образовательные: уточнить представления детей о зимних забавах; закреплять представление о цвете, о размере, о форме; узнавать и называть…

Консультация «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников 2–4 лет с нарушением зрения»
Разработала: Урядова Анна Дмитриевна, МДОУ «детский сад №210» Консультация: «Использование речи в развитии мыслительных навыков дошкольников с нарушением зрения» детей 2-4-х лет Особенности речевого развития дошкольников с нарушением зрения выступают: своеобразие развития…

Занятие по развитию речи и зрительному восприятию для детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста «Осень»
Задачи. 1. Коррекционно-образовательные. Учить понимать сюжет картинки, изображать его при помощи драматизации. Учить составлять развёрнутую фразу по картинке и использовать её при рассказывании. Учить выстраивать игровую ситуацию в соответствии с содержанием картинки…

Статья «Краткосрочный познавательный проект в средней группе для детей с…»
Краткосрочный познавательный проект для детей с нарушением зрения в средней группе “Домашние животные” Треногина Светлана Актуальность проекта:С самого раннего детства дети контактируют с животными:кошками,собаками и другими домашними животными.Это развивает в детях…

Образовательная деятельность по развитию навыков ориентировки в средней группе с детьми с нарушением зрения
Тип: РНОП Тема: «В гости к животным» Цель: Развивать умение ориентироваться на плоскости листа, в реальном пространстве. Демонстрационный материал — цветные вырезанные изображения зимующих птиц, такие же птицы расположены в групповой комнате; аудиозапись голосов птиц, лабиринт…

Конспект НОД на тему «Мебель» в средней группе детского сада для детей с нарушением зрения
Конспект подгрупповой НОД в средней группе для детей с нарушением зрения Подготовила: Малкова И.В. Вид: Развитие зрительного восприятия и социально-бытовой ориентировки. Цель: Закрепление знаний о предметах мебели. Задачи: Коррекционно-развивающие: 1. Продолжать развитие…

Конспект занятия по ФЭМП в средней группе детей с нарушением зрения «День рождения куклы Юли»
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе с детьми с нарушением зрения на тему: «День рожденье куклы Юли». Учитель-дефектолог Карпова Наталья Викторовна Первая квалификационная категория Нижний Новгород 2018 год Задачи: Закрепить умение детей считать до 5; формировать…

Нарушение зрения. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения в средней группе – перейти на главную страницу рубрики.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи и зрительного восприятия с…»
Задачи: • учить анализировать предмет, подбирать геометрические фигуры и выкладывать предмет из геометрических форм; • формировать представления о животном, расширять словарь (туловище, лапы, хвост, мордочка, учить понимать и использовать соответствующий словарь в речи; • учить…

Презентация «Формирование ориентировки в пространстве у детей 4–5 лет с нарушениями зрения посредством развивающих игр»
Выполнила: воспитатель Ракитина Елена Юрьевна Направления и актуальность: Для дошкольников с нарушением зрения характерны недостатки развития движений и малая двигательная активность; у них значительно хуже развиты пространственные представления, словесные обозначения…

Конспект сюжетно-ролевой игры «На приёме у врача» для детей 4–5 лет с нарушением зрения
Цель: сформировать сюжетно – ролевую игру как деятельность, используя оптимальную предметно-игровую среду, расширяя знания детей об окружающем и развивая их игровые умения. Задачи Коррекционно – образовательные: Познакомить детей с профессией и специальностями врачей. Вызвать…

Конспект сюжетно — ролевой игры для детей 4–5 лет с нарушением зрения «Необыкновенное путешествие»
Цель: Совершенствовать умение детей объединяться в игре, распределять роли, выполнять игровые действия, поступать в соответствии с общим игровым замыслом. Задачи: Коррекционно – образовательные: Обучаем детей ориентироваться в макро пространстве. Обучать детей работать на…

Статья «Конспект ООД «Воздушный транспорт» в средней группе с нарушением…»
Конспект ООД в средней группе с нарушением зрения Тема: Воздушный транспорт Задачи: Образовательные: Учить ориентироваться в микропространстве в названных направлениях. Учить правильно использовать пространственные термины (слева, справа, впереди, сзади и т.д. Учить соблюдать…

Коррекционное занятие по разделу «Развитие зрительного восприятия» в средней группе для детей с нарушением зрения «Овощи»
Тема: «Овощи» Форма проведения: подгрупповая (4 чел) Цель: расширять представления об овощах; учить различать их по внешнему виду; учить устанавливать причинно-следственные связи при рассматривании сюжетных картинок. Задачи: Коррекционно-образовательные: закреплять…

Дополнительная общеобразовательная программа «Умелые ладошки» для дошкольников 4–5 лет с нарушением зрения
Управление дошкольного образования администрации МО ГО «Сыктывкар» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 60 компенсирующего вида» г. Сыктывкара Принято на педагогическом совете Протокол № 1 от «31»августа 2017г. Утверждаю: Заведующий МБДОУ…

Конспект физкультурного занятия в средней группе у детей с нарушением зрения «Путешествие на остров «Форд Байард»
Оздоровительные задачи: – развитие правильного дыхания при выполнении ОРУ, повышение работоспособности и закаливание организма, формирование правильной осанки, формирование сводов стопы. Образовательные задачи: – учить детей ходить обычным шагом по гимнастической скамейки…

Рассмотрим основные и самые распространённые виды зрительных нарушений.

Близорукость

При близорукости человек плохо различает объекты, находящиеся на расстоянии. Чем выше степень миопии, тем слабее он видит вдаль. Изображение предмета при миопии фокусируется не на сетчатке, а перед ней. Это может обуславливаться кривизной роговицы, удлинением глазного яблока или наличием этих обоих симптомов.

Дальнозоркость вызывается нарушенной кривизной роговицы, недостаточным размером глазного яблока или обеими этими причинами. При гиперметропии изображение проецируется не на сетчатку, а в плоскости за ней. При дальнозоркости средней и высокой степени изображение будет нечётким как вблизи, так и вдали.

Данное нарушение часто возникает в детском возрасте, но не всегда свидетельствует об ослаблении зрения. Детская дальнозоркость является нормой, когда обусловлена малым размером глазных яблок. По мере роста ребёнка патология проходит самостоятельно, однако процесс нужно контролировать, регулярно посещая окулиста.

Астигматизм

При астигматизме поверхность глазного яблока приобретает овальную форму, как у мяча для регби. В норме же глаз имеет абсолютно круглую поверхность. Такое нарушение зрения выражается неправильной фокусировкой. Лучи света, проходящие через глаз, проецируются на сетчатке в двух точках, что делает объекты расплывчатыми.

Косоглазие – это отклонение одного из глаз от общей точки фиксации, из-за чего становится невозможным слияние двух изображений в одном. Косоглазие возникает из-за понижения остроты зрения одного или обоих глаз либо вследствие нарушения рефракции и аккомодации.

Лечение косоглазия у взрослых описано тут.

Амблиопия

В народе это нарушение называют «ленивый глаз». Оно развивается при различии в преломляющей способности глазных яблок или обусловлено врождёнными аномалиями одного из них, а также является следствием невылеченного косоглазия. В результате в мозг передаётся нечёткое изображение, и он просто подавляет работу одного глаза. При этом наблюдается ухудшение остроты зрения.

_

Ребенок с аблиопией

Степень нарушения зрительной функции определяется по уровню снижения остроты зрения – способности глаза видеть 2 светящиеся точки при минимальном расстоянии между ними. За нормальную остроту зрения, равную единице – 1,0, принимается способность человека различать буквы или знаки десятой строки специальной таблицы на расстоянии 5 метров. Разница в способности различать знаки между последующей и предыдущей строками означает разницу в остроте зрения на 0,1.

Выделяют несколько групп людей с нарушением зрения:

  • Слепые – это люди с полным отсутствием зрительных ощущений либо имеющие остаточное зрение, а также сохранившие способность к светоощущению.
  • Тотально слепые – лица с полным отсутствием зрительных ощущений.
  • Частично слепые – люди, имеющие только светоощущения.
  • Слабовидящие – лица с остротой зрения от 0,05 до 0,2. Их отличие от слепых в том, что при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остаётся основным источником восприятия информации об окружающем мире и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая чтение и письмо.

В зависимости от времени появления дефекта выделяют 2 категории слепых:

  1. Слепорождённые – люди с врождённой тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до 3 лет. У них нет зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы.
  2. Ослепшие – люди, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Проблемы со зрением у взрослых

Хорошее зрение является непременным условием здоровья и полноценного развития ребёнка. Именно через зрение ребёнок приобретает основные коммуникативные навыки, формирует представление об окружающем мире и собственное видение. Отсюда и начинается становление личности ребёнка

Лечить нарушения зрения у детей невозможно, если не знать их причины. Итак, основные факторы нарушения зрения у детей таковы:

  • Наследственная предрасположенность;
  • Стрессы;
  • Пониженный уровень гемоглобина;
  • Несоблюдение гигиены зрения (чтение в условиях недостаточной освещённости, чтение или игры на мобильном телефоне в положении лёжа, занятия на компьютере и пр.);
  • Несоблюдение правил безопасности зрения: манипуляции с острыми предметами, пристрастие смотреть на яркий свет без очков.

Наиболее частым нарушением детского зрения является близорукость. Это связано с тем, что возраст от 7 до 15 лет сочетается с повышенными зрительными нагрузками (чтение, письмо, уроки в школе). Несоблюдение правил просмотра телевизора и работы с компьютером, генетическая предрасположенность, дефицит питательных веществ и прочие негативные факторы могут привести к развитию косоглазия, миопии, амблиопии и другим проблемам со зрением у детей.

Недостатки зрительного восприятия приводят к формированию у ребёнка нечётких, неясных образов и представлений, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (синтез, анализ, сравнение, обобщение и пр.), что ведёт к затруднениям при обучении в школе, усвоению учебного материала. Кроме того, нарушение зрения значительно сужает сферу чувственного познания, тем самым влияя на общие качества эмоций и чувств, их значение для жизнедеятельности, а значит и на формирование личностных качеств человека. Часто дети чувствуют себя обречёнными и бесполезными, а это угнетенное состояние приводит к замедлению интеллектуального роста.

Психологи отмечают, что дети с нарушениями зрения имеют следующую специфику:

  • У них отмечается повышенный личностный уровень тревожности;
  • Дети имеют слабо развитую эмоционально-волевую сферу;
  • Плохо соотносят эмоцию с выражением мимики;
  • Недостаточно компетентны в проявлении эмоций;
  • Слабо понимают мимические проявления эмоций других людей.

Нарушение зрения у детей затрудняет пространственную ориентировку, задерживает формирование двигательных навыков, ведёт к снижению двигательной и познавательной активности. У некоторых детей отмечается значительное отставание в физическом развитии: нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, нарушается координация и точность движений.

Нарушение зрения приводит к вторичным отклонениям в физическом развитии детей. У многих детей с нарушением зрения отмечается низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики кистей и пальцев рук.

Все наследственные нарушения в организме человека, в том числе и органов зрения, передаются от одного из родителей, часто через поколение, а врождённые развиваются уже в период развития плода в утробе матери. Приобретённые же нарушения появляются уже после рождения вследствие ряда причин.

Ниже перечислены болезни глаз, которые встречаются у взрослых людей человека чаще всего:

  • Амблиопия (описана выше в статье);
  • Катаракта. Данная патология зрения представляет собой помутнение хрусталика, которое могло возникнуть вследствие перенесенных в период внутриутробного развития различных инфекций, нарушения обмена веществ, а также из-за генетических нарушений. Катаракта – это одна из главных причин как взрослой, так и детской слепоты: её распространённость удваивается каждые 10 лет в возрасте после 40.
  • Глаукома. Это нарушение зрения имеет характерный симптом  ухудшения зрения – повышенное внутриглазное давление. Глаукома способна вызвать потерю всех полей зрения у человека, а также гибель самого зрительного нерва. Именно поэтому важна своевременная диагностика и лечение данного заболевания.

Причины возникновения

Хорошее зрение зависит не только от глаза, но и от его взаимодействия с головным мозгом. Причины нарушения зрения делятся на 3 группы:

  1. Повреждения частей глаза или структурные нарушения.
  2. Нарушение рефракции, когда глаз не способен сфокусировать на сетчатке изображение.
  3. Поражение той части мозга, которая отвечает за взаимодействие с глазом.

Факторы, способные стать причинами нарушения зрения:

  • Активная умственная деятельность, ведущая к перенапряжению глазных мышц и нервов. Известно, что при отсутствии нужного количества отдыха все эти системы начинают работать хуже и зрение снижается.
  • Длительная работа за компьютером. В данном случае человек реже моргает, поэтому глаза не получают нужного увлажнения. Также стоит помнить и о синем свете, который исходит от монитора. Ряд исследований подтвердил, что он способен оказывать негативное воздействие на сетчатку.
  • Плохое или очень яркое освещение в помещении. Недостаток света, так же как и его избыток, оказывают негативное воздействие на зрение.
  • Яркое солнце способно повредить сетчатку, а отсутствие света – вызывать большое напряжение глаз и провоцировать развитие близорукости.
  • Употребление алкоголя и курение. Токсины, содержащиеся в спиртных напитках и никотине, негативно сказываются на здоровье всего организма. В частности, они затрудняют кровообращение в сосудах глаза, что ведёт к недостаточному поступлению кислорода к тканям и нарушению зрения.
  • Неправильное питание. Диета, в которой присутствует большое количество жиров и «быстрых» углеводов, и почти отсутствуют витамины, содержащиеся в свежих фруктах и овощах, лишает наши глаза питательных веществ, необходимых для нормального зрения.

Когда дают инвалидность

Плохое зрение и невозможность обходиться без посторонней помощи тоже являются одной из причин, по которым человеку дается инвалидность.

I группа инвалидности устанавливается при четвертой степени нарушений работы органа зрения. Критерии этой степени – полная слепота (нулевое зрение обоих глаз); острота зрения лучше видящего глаза не выше 0,04 диоптрии; сужение границ поля зрения обоих глаз до 10-0° от точки фиксации.

II группа инвалидности устанавливается при третьей степени нарушений в работе зрительного анализатора. Её критериями служат:

  • острота зрения лучше видящего глаза от 0,05 до 0,1;
  • сужение границ поля зрения обоих глаз до 10-20° от точки фиксации.

При второй группе инвалидности трудовая деятельность человека возможна только в специально созданных условиях. Обычно это общества слепых, где люди выполняют работу руками.

Третья группа инвалидности может устанавливаться при второй степени нарушений зрения, которые характеризуются:

  • снижением остроты зрения лучше видящего глаза от 0,1 до 0,3;
  • односторонним сужением границ поля зрения менее 40° и не более 20° от точки фиксации.

Инвалиды третьей группы – это слабовидящие люди.

Оцените статью
Оптика Стиль
Adblock detector