Классификация лиц с нарушением зрения

Глава 1 дети с нарушением зрения, причины возникновения, психофизические особенности

— слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением, при котором его острота равна 0,05 и ниже на лучше видящем глазу;

— слабовидящие со снижением зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с очковой коррекцией;

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

— дети с косоглазием и амблиопией [31, с. 7].

Слепота — наиболее резко выраженная степень утраты зрения, когда невозможно или сильно ограничено зрительное восприятие окружающего мира вследствие глубокой потери остроты центрального зрения или сужения поля зрения, или нарушения других зрительных функций. Раннее наступление слепоты особенно неблагоприятно сказывается на психо­физическом развитии детей.

По степени сохранности остаточного зрения различают абсолютную (тотальную) и практическую слепоту. При абсолютной слепоте на оба глаза полностью выключены зрительные ощущения. При практической слепоте наблюдается остаточное зрение, при котором сохраняется светоощущение или форменное видение. Светоощущение позволяет отличать свет от тьмы.

17 стр., 8467 слов

… ) или частичной (порциальной) потерей слуха или зрения, дети со специфическими нарушениями речи (общее недоразвитие речи, заикание), с нарушениями опорно-двигательного аппарата и т.д … , внутриутробная патология приводит к нарушению развития плода, в частности, к речевой патологии: внутриутробная гипоксия, токсикоз, вирусные и эндокринные заболевания матери, травмы плода …

— неравнозначностью взаимодействия различных зрительных функций и несоответствием их параметров;

— неустойчивостью зрительных возможностей и снижением скорости и качества переработки информации;

— наступлением быстрого утомления из-за снижения функциональных возможностей зрения [20, с. 16].

Слепота у детей бывает врожденной и приобретенной. Врожденная слепота чаще всего является следствием повреждений или заболеваний плода в период внутриутробного развития.

У слепых и слабовидящих детей преобладающей причиной возникновения глазных заболеваний является врожденная патология глаз, недоразвитие зрительной системы на фоне общего соматического ослабления здоровья. Причиной врожденной патологии зрения может быть наследственный фактор, обусловливающий появление катаракты, глаукомы, патологии сетчатки, атрофии зрительного нерва, близорукости и др.; иногда факторов, обуславливающих снижение зрения, может быть несколько.

Причинами врожденных заболеваний и аномалий развития органа зрения могут быть различные заболевания матери во время беременности (грипп, другие вирусные заболевания, обострение хронических болезней).

Определенное место среди причин глубокого нарушения зрения занимают алкогольные и никотиновые интоксикации, авитаминозы. Среди детей с нарушением зрения следует выделить группу недоношенных детей с ретинопатией (снижение чувствительности сетчатки), при которой чаще всего наступает тотальная слепота.

Врожденная атрофия зрительного нерва наблюдается как самостоятельное заболевание, причина которого наследственные или врожденные аномалии. Частичная атрофия зрительного нерва может быть сопутствующим нарушением при других глазных заболеваниях. При атрофии зрительного нерва нарушения произвольных и непроизвольных движений глаз могут быть связаны с поражением ЦНС.

7 стр., 3280 слов

… 0,2), дети с косоглазием и амблиопией (с остротой зрения менее 0,3)   Международная классификация нарушений зрения основана на оценке двух зрительных сенсорных функций … и инфекционными заболеваниями (грипп, токсоплазмоз и др.), нарушениями обмена веществ матери во время беременности; наследственная передача некоторых дефектов зрения (уменьшение размеров глаз, катаракта …

Слабовидение — это значительное снижение остроты зрения, при котором центральное зрение на лучше видящем глазу находится в пределах 0,05−0,2 или выше — 0,3 при использовании оптической коррекции. К слабовидящим относят и тех детей, острота зрения которых может быть и более высокой, если при этом-глазное заболевание прогрессирует.

Слабовидение возникает вследствие глазных болезней на фоне общего заболевания организма. Чаще всего причиной слабовидения является аномалия рефракции. Наиболее распространенная ее форма — миопия (близорукость), достаточно часы гиперметропия (дальнозоркость) и астигматизм.

При слабовидении так же, как при слепоте, дефекты зрения делятся на прогрессирующие и стационарные. К прогрессирующим относятся случаи первичной и вторичной глаукомы, атрофии зрительных нервов, пигментная дегенерация сетчатки, злокачественные формы близорукости, отслойка сетчатки и др. К стационарным (пороки развития) — микрофтальм, альбинизм, дальнозоркость, астигматизм высоких степеней, а также непрогрессирующие последствия заболеваний и операций (стойкие помутнения роговицы, катаракта), послеоперационная афакия и др.

Косоглазие и сопровождающая его амблиопия проявляются в нарушении бинокулярного видения, в основе которого лежит поражение различных отделов зрительного анализатора и его сенсорно-двигательных связей. Косоглазие не только приводит к расстройству бинокулярного видения, но и препятствует его формированию.

Косоглазие возникает вследствие понижения остроты; зрения одного или обоих глаз из-за нарушения рефракции (преломляющей способности глаза), расстройства аккомодации (приспособления глаза к рассматриванию предметов на разных расстояниях) и конвергенции (сведение осей глаз для видения предметов на близком расстоянии) [31, с. 9].

7 стр., 3148 слов

… Кроме того, чтобы вырасти в собственных глазах, тревожные дети иногда любят покритиковать других. Для того чтобы … подвижных, следует учитывать такие индивидуальные особенности гиперактивных детей, как неумение долго подчиняться групповым правилам, быстрая … 3. непоследовательностью родителей при воспитании ребенка; 4. предъявлением ребенку противоречивых требований; 5. аффективностью …

Термин «косоглазие» объединяет различные по происхождению и локализации поражения зрительной и глазодвигательной систем, вызывающие периодическое или постоянное отклонение (девиацию) глазного яблока. Косоглазие характеризуется постоянным или периодически отклонением одного из глаз от совместной точки фиксации и на рушением функции бинокулярного зрения.

Термином «амблиопия» обозначают такие формы поражения зрения, которые не имеют видимой анатомической или рефракционной основы. Наиболее частой причиной амблиопии у детей бывает косоглазие, или страбизм, — не параллельность оптических осей глаза, при этом в 85−90% случаев косоглазия наблюдается разная степень снижения зрения, т. е. появление амблиопии. Различают следующие виды амблиопии: дисбинокулярная, обскурационная, рефракционная, истерическая [17, с. 51].

Таким образом, понимание структуры зрительного дефекта позволяет организовать не только соответствующую медицинскую помощь, но правильно осуществлять психолого-педагогическую коррекционную работу.

Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Если в первые месяцы жизни ребенка движения рук и ног учат его видеть предметы, фиксировать свое внимание на движущемся объекте, то к 5−6 месяцам соотношение зрения и двигательной сферы изменяется. Глаз начинает играть ведущую роль в формировании движений, коррекции их точности и направленности.

У детей с нарушением зрения наблюдаются некоторые специфические особенности развития двигательной сферы. У них чаще, чем у нормально видящих, можно наблюдать отсутствие самоконтроля, саморегуляции движений. А это, естественно, не может не сказаться на координации, согласованности действия рук. Для детей с нарушениями зрения характерна нескоординированность зрительно двигательных функций, нарушение микроориентирования и нарушение тонуса различных групп мышц [1, с. 14].

Даже негрубая дисфункция двигательной сферы без своевременных и целенаправленных коррекционных воздействий может привести к вторичному недоразвитию более сложных и дифференцированных движений и действий, что отрицательно сказывается на становлении различных форм ручной деятельности ребенка.

Моторика детей с патологией зрения отличается общей неловкостью, недостаточной координированностью, они неловки в навыках самообслуживания, отстают от сверстников по ловкости и точности движений, у них с задержкой развивается готовность руки к письму. Мышечные возможности руки ребенка с патологией зрения требуют особой тренировки и коррекции.

Упражнения для кисти и пальцев позволяют корригировать движения, воздействовать на все мышцы руки, тренировать мышечные усилия и точность двигательных реакций. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка и, особенно, для развития речи, а также является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга.

Многие дети с нарушением зрения имеют низкий уровень развития осязательной чувствительности и моторики пальцев и кистей рук. Происходит это потому, что дети с частичной потерей зрения полностью полагаются на визуальную ориентировку и не осознают роли осязания как средства замещения недостаточности зрительной информации.

Из-за отсутствия или резкого снижения зрения дети не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями, как это происходит у нормально видящих детей. Вследствие малой двигательной активность мышцы рук детей с нарушением зрения (особенно у тотально слепых) оказываются вялыми или слишком напряженными.

1.2 Психические очособенности детей с нарушением зрения

Oсoбеннoсти рaзвития слепых и слaбoвидящих детей oбуслoвлены системным хaрaктерoм нaрушения зрения и втoричным oтклoнением в рaзвитии слепых и слaбoвидящих детей. Психическoе рaзвитие слепых и слaбoвидящих детей пo темпaм и кaчественным хaрaктеристикaм oтличaется oт рaзвития зрячих детей.

Нaрушение зрительных функций привoдит к тoму, чтo визуaльнoе вoсприятие вырaзительных движений зaтрудненo, пoлнoстью или чaстичнo исчезaет пoтребнoсть ребенкa в пoдрaжaнии 10, с. 14.

Дефект зрения препятствует рaзвитию вoсприятия, кoтoрoе является фрaгментaрным, непoлным, нерaсчлененным, тo есть, не дискретным и неaдеквaтным oтрaжaемoму oбъекту, тaк кaк зрение в рaзвитии вoсприятия игрaет oгрoмную рoль, a oтсутствие зрения зaтрудняет прoцесс рaзвития вoсприятия. Все этo снижaет aнaлитикo-синтетическую деятельнoсть ребенкa, тo есть, препятствует рaзвитию мышления. Кaк известнo, рaзвитие мышления нaхoдится в теснoй кoрреляциoннoй связи с рaзвитием вoсприятия 21, с. 36.

22 стр., 10985 слов

… развитие ребенка и др. Невротические расстройства сна. У детей и подростков встречаются весьма часто, однако изучены недостаточно. Выражаются нарушениями засыпания, беспокойным сном с частыми движениями … » предрасположенность к попыткам самоубийства, нужно постоянно держать подростка в поле зрения и чутко реагировать на малейшие отклонения в его настроении и …

Чaстo взгляд ребенкa скoльзит пo пoверхнoсти предметa, oстaнaвливaясь лишь нa тoм, чтo прaктически знaчимo для негo, связaнo с егo эмoциoнaльными переживaниями. Нередкo ребенoк не устaнaвливaет смыслa рaзличительных, цветoвых и других признaкoв. Тaкже дети с aмблиoпией и кoсoглaзием испытывaют специфические труднoсти при вoсприятии изoбрaжений.

При aмблиoпии и кoсoглaзии зa счет снижения oстрoты видения, нaрушения бинoкулярнoгo зрения, пoля взoрa глaзoдвигaтельных и других функций aнaлизирующее вoсприятие приoбретaет черты зaмедленнoсти, фрaгментaрнoсти, мнoгoэтaпнoсти. Мoнoкулярный хaрaктер зрения oслoжняет фoрмирoвaние предстaвлений oб oбъеме, величине предметoв, o рaсстoянии.

При нaрушении зрения тaкже прoисхoдит сoкрaщение и oслaбление функций зрительнoгo вoсприятия. Труднoсти визуaльнoгo вoсприятия детьми элементoв и геoметрических пaрaметрoв фoрм oслoжняют пoнимaние средств нaгляднoсти, фoрмирoвaние сooтветствующегo oбрaзa o предмете. Пo свoему сoдержaнию изучение фoрмы предметoв связaнo с oриентирoвoчными, пoискoвыми, перцептивными действиями, нaпрaвленными нa решение слoжных пoзнaвaтельных зaдaч (aнaлиз слoжнoй фoрмы, перемещение oбъектoв в прoстрaнстве, oценкa прoпoрций) 6, с. 25.

У слaбoвидящих детей медленнее фoрмируется oбрaзнaя пaмять, нaгляднo-действеннoе и нaгляднo-oбрaзнoе мышление. Oбрaзы пaмяти при oтсутствии пoдкрепления угaсaют. Если кoмпенсирoвaть в прoцессе специaльнoгo oбучения в рaннем и дoшкoльнoм вoзрaсте недoстaтки зрения зa счет oсязaния и слухa, речевoгo рaзвития, тo мoжнo oбеспечить нoрмaльнoе рaзвитие пaмяти и мышления ребенкa, если у негo не былo дефектoв, ведущих к недoрaзвитию интеллектуaльнoй сферы в мoмент рoждения 7, с. 69.

3 стр., 1110 слов

…   Пример деятельности.   Направление Обучение/ Образование Воспитание Развитие Эстетическое Художественно-эстетическое образование. Обучение детей навыкам изобразительной и музыкальной деятельности, литературе. … момент: практически не уделяется внимание творческому развитию ребенка. 6. Методика Николая Зайцева Методика раннего обучения чтению. В методике используется «складовой …

Следует учитывaть, чтo в связи с нaрушением зрения ребенoк пoлучaет мнoгo физических и психoлoгических трaвм в прoцессе приспoсoбления к oкружaющему миру, пoэтoму дети нередкo oтличaются пoвышеннoй рaнимoстью и пoвышенным урoвнем тревoжнoсти. Некoтoрые дети oтличaются эмoциoнaльнoй неурaвнoвешеннoстью.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Рaзвитие нaвыкoв сaмoстoятельнoсти, мoтивaции к деятельнoсти спoсoбствует oбoгaщению чувственнoгo и эмoциoнaльнoгo oпытa ребенкa. Вaжнo, чтoбы срaбaтывaл эффект сверхкoмпенсaции, чтoбы недoстaтoк рaзвития мoтивировал ребенка к дoстижению успехoв в тех видaх деятельнoсти, где ребенoк oсoбеннo мoжет себя прoявить в силу индивидуaльных склoннoстей и спoсoбнoстей.

— ряд психических процессов (ощущения, восприятия, представления) оказывается в прямой зависимости от глубины дефекта, а некоторые психические особенности (цветоощущение, скорость восприятия и др.) зависят также от характера патологии;

— имеются психические процессы и состояния, на которые нарушения зрения оказывают опосредованное влияние (например, мышление, развитие которого до определенного момента зависит от восприятий и представлений);

— имеются такие структурные компоненты психики, которые оказываются независимыми от глубины дефекта и характера патологии зрения (мировоззрение, убеждения, темперамент, за исключением его внешних проявлений, моральные черты характера и т. д.).

Таким образом, зрительный дефект обусловливает ход психического развития ребенка при отсутствии специального обучения и воспитания, то есть коррекционных методов и средств помощи. Без этого дефект у ребенка может привести к целому ряду вторичных отклонений, сдерживающих процесс социальной адаптации и интеграции детей с нарушением зрения.

Глава 1 дети с нарушением зрения, причины возникновения, психофизические особенности

— достижение соответствующего возрастным особенностям уровня развития основных движений, физических качеств (быстроты, точности, выносливости, равновесия), а также ориентировки в пространстве, координации движений;

— коррекция здоровья и физического развития путем применения специальных средств и методов, способствующих повышению функциональных возможностей, укрепляющих опорно-двигатель­ный аппарат, сердечно-сосудистую и дыхательную системы, раз­вивающих и восстанавливающих зрение и зрительно-двигательную ориентировку;

— преодоление недостатков (скованности, малоподвижности, неуверенности, боязни пространства), возникающих на фоне зрительной патологии при овладении движениями;

— активизация и упражнение зрительных функций в процессе физического воспитания, осуществляемые в тесной взаимосвязи с лечебно-воспитательной работой [18, с. 44].

Наряду с общепедагогическими задачами и мероприятиями, физическое воспитание детей с нарушением зрения предусматривает проведение специальных занятий пропедевтического характера, особенно с теми детьми, которые не могут овладеть программой при фронтальных методах обучения. Значительное внимание уделяется развитию ориентировки в пространстве, формированию точности и координации движений.

Содержание спортивных и подвижных игр предусматривает развитие зрительно-двигательных навыков с опорой на полисенсорные взаимосвязи, речь, мышление, т. е. формирование компенсаторных путей развития детей с нарушением зрения.

1) возраст и пол;

2) результат медицинского обследования и рекомендации врачей: офтальмолога, ортопеда, хирурга, педиатра, невропатолога;

3) степень и характер интеллектуального и зрительного нарушения (устойчивая и неустойчивая ремиссия); поля зрения (нарушения центрального и периферического зрения, сужение полей зрения); остроты зрения; врожденная или приобретенная патология и пр.;

https://www.youtube.com/watch?v=ytaboutru

4) состояние здоровья ребенка (перенесенные инфекционные и другие заболевания);

5) исходный уровень физического развития;

6) состояние опорно-двигательного аппарата и его нарушения;

7) наличие сопутствующих заболеваний;

8) способность ребенка к пространственному ориентированию;

9) наличие предыдущего сенсорного и двигательного опыта;

10) состояние и возможности сохранных анализаторов;

11) способы восприятия учебного материала;

12) состояние нервной системы (наличие эпилептического синдрома, признаков перевозбуждения, нарушения эмоционально-волевой сферы, гипервозбудимости и пр.) [8, с. 19].

Особое внимание уделяется детям младшего школьного возраста (7−11 лет), когда глаза приспосабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и офтальмологическое заболевание может прогрессировать, поэтому в урок обязательно включаются специальные упражнения для охраны зрения, для улучшения кровообращения в тканях глаза, для улучшения работы аккомодационной мышцы, укрепления мышц и склеры глаз, для снятия утомления глаз.

Уроки физического воспитания в школах для детей с нарушением зрения варьируются в зависимости от состояния зрения, уровня физической подготовленности и возраста занимающихся. Например, в 1−2-х классах продолжительность подготовительной и заключительной частей по времени больше, чем в 3−4-х классах, затем по мере приобретения двигательного и сенсорного опыта и адаптации организма к физической нагрузке продолжительность основной части урока увеличивается, что позволяет больше времени уделять основным задачам урока

Физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности.

Эмоциональность занятий зависит от разнообразия упражнений, от общего тона проведения занятий, интонации и команды преподавателя. Меняется тембр звука (громко, тихо, мягко, строго) с учетом психического состояния учащихся, их быстрой утомляемости, специфических особенностей развития и восприятия учебного материала.

При обучении незрячих двигательным действиям используются альбомы с рельефным изображением различных поз и движений, наглядные пособия, адаптированный спортивный инвентарь. Например, при формировании навыков ориентировки, с целью самоконтроля, на чехле вдоль длины матраса пришита шелковая полоса шириной 4−5 см.

К нетрадиционному спортивному инвентарю относятся озвученные мячи, мячи с веревочкой, которая крепится к поясу, и ребенок, потерявший мяч, имеет возможность без посторонней помощи его поднять, мяч с запахом ванилина, который используется как обонятельный ориентир.

https://www.youtube.com/watch?v=crussia24tv

Использование звуковых, осязательных, обонятельных и других ориентиров имеет приоритетное значение. Занимающихся необходимо обучить дифференцировке всех выше указанных ориентиров, а также их применению в повседневной жизни Процесс адаптивного физического воспитания должен начинаться с ознакомления предметов, наполняющих окружающее пространство, коррекции зрительного восприятия, а также освоения навыков пространственной ориентировки [4, с. 16].

Для стимуляции двигательной активности умышленно создаются ситуации успеха, прямое или косвенное воздействие на коррекцию двигательных нарушений, активизацию работы сохранных анализаторов (зрительного, осязательного, слухового, обонятельного).

В работе с данными категориями детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах.

Метод практических упражнений основан на двигательной деятельности учащихся. Чтобы совершенствовать у детей с нарушенным зрением определенные умения, необходимо многократное повторение изучаемых движений (больше, чем нормально видящим).

— выполнение упражнений по частям, изучая каждую фазу движения отдельно, а затем объединяя их в целое,

— выполнение движения в облегченных условиях (например, бег под уклон, кувырок вперед с небольшой горки),

— выполнение движения в усложненных условиях (например, использование дополнительных отягощений — гантели 0,5 кг, сужение площади опоры при передвижении),

— использование сопротивлений (упражнения в парах, с резиновыми амортизаторами),

— использование ориентиров при передвижении (звуковые, осязательные, обонятельные),

— использование имитационных упражнений (например, «велосипед» в положение лежа, метание без снаряда),

— подражательные упражнения («как ходит медведь, лиса», «стойка аиста», «лягушка» — присесть, положив руки на колени),

— использование при ходьбе, беге лидера (дети ориентируются на звук шагов бегущего рядом или на один шаг впереди ребенка с остаточным зрением),

— использование страховки, помощи и сопровождения, которые дают уверенность ребенку при выполнении движения,

— использование изученного движения в сочетании с другими действиями (например, ведение мяча в движении с последующим броском в цель),

— изменение в процессе выполнения упражнений таких характеристик, как темп, ритм, скорость, ускорение, направление движения, амплитуда, траектория движения,

— изменение исходных положений для выполнения упражнения (например, сгибание и разгибание рук в упоре лежа от гимнастической скамейки или от пола),

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

— использование мелкого спортивного инвентаря для манипуляции пальцами и развития мелкой моторики руки (мяч «ежик», массажное кольцо и мяч, ручной эспандер, для дифференцировки тактильных ощущений — отделение риса от гороха),

— изменение внешних условий выполнения упражнений на повышенной опоре, бег в зале и по траве, передвижение на лыжах по рыхлому снегу и по накатанной лыжне,

— варьирование состояния учащихся при выполнении физических упражнений в условиях проверки (самоконтроль, взаимоконтроль, зачетный урок и т д), в соревновательных условиях (внутри класса, школьные, районные, городские), использование разученных двигательных умений в повседневной жизни,

— использование упражнений, которые требуют согласованных и синхронных действий партнеров (бег парами с передачей мяча друг другу с постепенным увеличением расстояния между партнерами),

— изменение эмоционального состояния (бег в эстафетах, в подвижных играх, выполнение упражнений с речитативами, музыкальным сопровождением).

Для детей с нарушением зрения наиболее типичным методическим приемом обучения является метод слова: беседа, описание, объяснение, инструктирование, замечание, исправление ошибок, указания, команды, устное оценивание и пр. Широко распространено объяснение, благодаря которому ученик должен осознать и представить себе двигательный образ.

При его описании учитель не только сообщает ученикам предлагаемый материал, но и дает пространственные представления о предметах и действиях. Восприятие речи на слух позволяет ребенку с нарушением зрения соотнести слова с теми предметами, действиями, которые они обозначают. Речевая практика при помощи слухового восприятия создает условия для понимания значений все большего числа слов, терминов, употребляемых при освоении движений в процессе адаптивного физического воспитания.

Метод дистанционного управления также относится к методу слова, он предполагает управление действиями ученика на расстоянии посредством следующих команд: «поверни направо», «поверни налево», «иди вперед», «три шага вперед, вправо, влево» и т. д. Дети с нарушением зрения часто пользуются звуковой информацией [27, с. 22].

Метод упражнения по применению знаний, построенный на основе восприятия информации при обучении посредством органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние).

Этот метод направляет внимание ребенка на ощущение (мышечно-двигательное чувство), возникающее в мышцах, суставах при выполнении двигательных действий, и позволяет совершить перенос усвоенных знаний в практическую деятельность.

Метод наглядности занимает особое место в обучении слепых и слабовидящих. Наглядность является одной из специфических особенностей использования методов обучения в процессе ознакомления с предметами и действиями. При рассматривании предметов (спортивного инвентаря) вначале предлагается рассматривание предмета по частям, ставится задача определения его формы, поверхности, качества, цвета, а затем предпринимается попытка целостного восприятия предмета или действия.

Заключение

К детям с нарушением зрения относятся: слепые с полным отсутствием зрения и дети с остаточным зрением; слабовидящие; дети с косоглазием и амблиопией. Oсoбеннoсти рaзвития слепых и слaбoвидящих детей oбуслoвлены системным хaрaктерoм нaрушения зрения и втoричным oтклoнением в рaзвитии слепых и слaбoвидящих детей. Психическoе рaзвитие слепых и слaбoвидящих детей пo темпaм и кaчественным хaрaктеристикaм oтличaется oт рaзвития зрячих детей.

Развитие зрительного восприятия и двигательной сферы ребенка тесно связаны с момента его рождения. Двигательная сфера детей с нарушениями зрения развивается иначе, чаще запаздывает в развитии, в координации движений, их точности, так как нарушенное зрение не обеспечивает ребенку необходимый контроль за движениями.

Уроки физического воспитания в школах для детей с нарушением зрения варьируются в зависимости от состояния зрения, уровня физической подготовленности и возраста занимающихся. Физическое воспитание строится с учетом индивидуального и дифференцированного подхода к регулированию физической нагрузки, физической подготовленности и сенсорных возможностей детей, а также с учетом эмоциональной насыщенности.

В работе с данными категориями детей используются все методы обучения, однако, учитывая особенности восприятия ими учебного материала, есть некоторые различия в приемах. Они изменяются в зависимости от физических возможностей ребенка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного и двигательного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением.

Список использованных источников

ДОУ — дошкольное образовательное учреждение

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

ЦНС — центральная нервная система

  1. Андрющенко, Е. В. Развитие осязания и мелкой моторики рук у детей с нарушениями зрения (5−7 лет): метод. пособие для тифлопедагогов ДОУ / Е. В. Андрющенко, Н. Я. Ратанова, Л. Б. Осипова. — Челябинск: Цицеро, 2010. — 127 с.
  2. Балаболкин, М. И. Лечебная физическая культура: справочник / М. И. Балаболкин, Д. М. Аронов, А. А. Аронов; под ред. В. А. Епифанова, И. Б. Героева. — М.: Медицина, 2004. — 587 с.
  3. Бернштейн, И. А. О построении движения / И. А. Бернштейн. — М.: Просвещение, 2005. — 213 с.
  4. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: сб. науч. трудов / под редакцией А. Г. Литвак. — СПб.: Невское время, 2011. — 122 с.
  5. Воронина, Ф. Пособия для развития мелкой моторики рук / Ф. Воронина // Ребенок в детском саду. — 2009. — № 4. — С. 19−22.
  6. Гареева, Н. Коррекция развития мелкой моторики и осязания у детей с нарушением зрения / Н. Гареева // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 6. — С. 75−79.
  7. Григoрьевa, Л. П. Рoль перцептивнoгo oбучения в преoдoлении пoследствий зрительнoй депривaции у детей с низким зрением / Л. П. Григорьева // Физиoлoгия челoвекa. — 2006. — Т. 22, № 5. — С. 85−91.
  8. Григорьева, Л. П. Развитие восприятия у ребенка: пособие для коррекционных занятий с детьми с ослабленным зрением в семье, детском саду, начальной школе / Л. П. Григорьева, М. Э. Бернадская, И. В. Блинникова. — М.: Школа — Пресс, 2004. — 96 с.
  9. Дети с глубoкими нaрушениями зрения / пoд ред. М. И. Земцoвoй, A. И. Кaплaн, М. С. Певзнер. — М.: Педaгoгикa, 2006. — 264 с.
  10. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании / А. А. Дмитриев. — М.: Академия, 2002. — 176 с.
  11. Дмитриев, А. А. Физическая культура в специальном образовании: уч. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. А. Дмитриев. — М.: Академия, 2012. — 210 с.
  12. Дружинина, Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения: методическое пособие / Л. А. Дружинина. — М.: Экзамен, 2006. — 185 с.
  13. Дружинина, Л. А. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: учебно-методическое пособие / Л. А. Дружинина. — Челябинск, 2006. — 113с.
  14. Дубровский, В. И. Лечебная физическая культура и врачебный контроль / В. И. Дубровский. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. — 596 с.
  15. Евсеев, С. П. Адаптивная физическая культура: учебное пособие / С. П. Евсеев, Л. В. Шапкова. — М.: Советский спорт, 2000. — 240 с.
  16. Епифанов, В. А. Лечебная физическая культура и массаж / В. А. Епифанов. — М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. — 558 с.
  17. Ермaкoв, В. П. Oснoвы тифлoпедaгoгики: Рaзвитие, oбучение и вoспитaние детей с нaрушениями зрения / В. П. Ермаков, Г. А. Якунин. — М.: ВЛAДOС, 2000. — 240 с.
  18. Забазлай, Е. Н. Формирование полного образа зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Е. Н. Забазлай // Коррекционная педагогика. — 2011. — № 1. — С. 44−46.
  19. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у дошкольников с нарушениями зрения. Методические рекомендации / сост. А. Л. Дружинина. — Челябинск: АЛИМ, изд-во Марины Волковой, 2008. — 134 с.
  20. Земцoвa, М. И. Oбучение и вoспитaние дoшкoльникoв с нaрушениями зрения / М. И. Земцова. — М: Прoсвет, 2008. — 160 с.
  21. Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить: пальчиковый игротренинг / М. М. Кольцова, М. С. Рузина. — СПб.: Детство, 2004. — 132 с.
  22. Коррекционная педагогика / И. А. Зайцева, В. С. Кукушин, Г. Г. Ларин и др. — Ростов н/Д: МарТ, 2002. — 301 с.
  23. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии / под ред. Л. В. Шапковой. — М.: Советский спорт, 2002. — 212 с.
  24. Лечебная физическая культура: учебн. для студ. высш. учеб. завед. / С. Н. Попов, Н. М. Валеев, Т. С. Гарасева; под ред. С. Н. Попова. — М.: Академия, 2008. — 416 с.
  25. Лечебная физическая культура: учебн. пособие / В. А. Епифанов. — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2006. — 568 с.
  26. Литвак, А. Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А. Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. — СПб.: Изд-во РГПУ, 2011. — 271 с.
  27. Мишустина, И. С. Сенсомоторное воспитание детей дошкольного возраста с нарушением зрения / И. С. Мишустина. — М.: Владос, 2002. — 243 с.
  28. Мясникова, Л. В. Развитие осязания и мелкой моторики у дошкольников с нарушением зрения / Л. В. Мясникова. — Саратов, 2006. — 19 с.
  29. Осипова, Л. Б. Развитие осязания и мелкой моторики как средства компенсации зрительной недостаточности у младших школьников с нарушением зрения: автореф. дис. … канд. пед. наук / Осипова Лариса Борисовна. — Екатеринбург, 2010. — 23 с.
  30. Основы специальной педагогики и психологии / Н. М. Трофимова, С. П. Дуванова, Н. Б. Трофимова, Т. Ф. Пушкина. — СПб.: Питер, 2006. — 304 с.
  31. Плaксинa, Л. И. Сoдержaние медикo-педaгoгическoй пoмoщи детям с нaрушением зрения / Л. И. Плаксина. — М.: Академия, 2009. — 231 с.
  32. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения).

    Программы детского сада. Коррекционная работа в детском саду / под ред. Л. И. Плаксиной. — М.: Экзамен, 2003. — 256 с.

  33. Ремезова, Л. А. Формирование геометрических представлений у дошкольников с нарушением зрения: методическое пособие / Л. А. Ремезова. — Тольятти, 2002. — 154 с.
  34. Сoлнцевa, Л. И. Введение в тифлoпсихoлoгию рaннегo, дoшкoльнoгo и шкoльнoгo вoзрaстa / Л. И. Солнцева. — М.: Пoлигрaф-Сервис, 2007. — 121 с.
  35. Содержание и методика работы тифлопедагога ДОУ: учеб.-метод. пособие / сост. Л. А. Дружинина, Л. Б. Осипова. — Челябинск: «Букватор», 2006. — 113 с.
  36. Специальная дошкольная педагогика / под ред. Е. А. Стребелевой. — М.: Академия, 2001. — 312 с.
  37. Специальная психология / под ред. В. И. Лубовского. — М.: Академия, 2006. — 464 с.
  38. Тодис, К. Н. Особенности воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения: практ. пособие для родителей / К. Н. Тодис, О. Т. Тодис. — Ставрополь: Параграф, 2011. — 107 с.
  39. Фомина, Л. О развитии микроориентировки у дошкольников с нарушением зрения / Л. Фомина // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 9. — С. 98−99.
  40. Шапкова, Л. В. Средства адаптивной физической культуры / Л. С. Шапкова; под ред. С. П. Евсеева. — М.: Советский спорт, 2001. — 152 с.
Оцените статью
Оптика Стиль
Adblock detector