Нарушения восприятия — Студопедия

Информация

Феноменология нарушений восприятия

Восприятие – это активный процесс анализа и синтеза ощущений путем сопоставления их с прежним опытом.

Восприятие, в отличие от ощущений, носит целостный характер и представляет собой наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств предметов и явлений.

1) гиперстезия – усиление восприятия по силе;

2) гипостезия – ослабление восприятия по силе;

3) агнозия – неузнавание;

4) тотальная анестезия — потеря чувствительности при истерии;

5) деперсонализация – расстройство восприятия собственной личности;

6) бедность участия – утрата сложных чувств;

7) дереализация – искаженное восприятие окружающего мира. Сюда же можно отнести симптомы «уже виденного» (de уа vu), «никогда не виденного» (уа mais vu);

8) обманы восприятия (иллюзии и галлюцинации).

Для отечественных исследований в общей психологии характерен подход к восприятию как деятельности. Соответственно наши патопсихологи рассматривают нарушения восприятия как расстройство тех или иных характеристик деятельности.

1) в затрудненности узнавания (агнозии);

2) в искажениях воспринимаемого материала (псевдогнозии);

3) в обманах чувств (галлюцинации);

4) в ложных узнаваниях (псевдогаллюцинации);

5) в перестройках мотивационной стороны перцептивной деятельности (перцептивные защиты, измененные смыслы). Остановимся на них подробнее.

Как мы воспринимаем действительность?

Так как же точно определить этот сложный психический процесс? Восприятие – это целостное отражение предметов, объектов, явлений действительности в совокупности их частей, свойств и качеств через воздействие на органы чувств человека.

Основу процесса восприятия составляют ощущения, но нельзя свести весь процесс познания только к их сумме, это было бы слишком просто.

Так, например, книгу нельзя рассмотреть как комплекс ощущений цвета и формы обложки, объема и шероховатости составляющих ее страниц.

Хотя без ощущений, конечно, и восприятия быть не может. Это совершенно точно. Но устроен это процесс гораздо сложнее: в него входит и предыдущий опыт человека, то есть те знания и представления, которые уже имеются в сознании. Воспринимая какой-то предмет, мы не пытаемся выделить группу ощущений, а, наоборот, объединяем их все вместе в единый целостный образ, который потом начинаем анализировать, осмысливать и понимать с учетом уже имеющегося опыта.

Другими словами, в процессе полной оценки действительности участвуют и память, и мышление. Большая роль здесь отводится и речи, ведь воспринятое нужно еще и обозначить словами.

Как же происходит восприятие тех или иных объектов или событий? Специальных органов в человеческом организме для этого нет. Общая деятельность системы анализаторов, а именно материал, идущий от нее, и является физиологической основой восприятия.

Предметы и явления окружающей действительности являются раздражителями и запускают процесс восприятия, который в общем можно представить как результат деятельности коры головного мозга, а именно ее соматосенсорной части, находящейся в теменной доле.

Агнозии

Агнозия – это расстройство узнавания. А подробнее — это расстройство узнавания предметов, явлений и частей собственного тела при сохранности сознания внешнего мира и самосознания, а также при отсутствии нарушений периферической и проводящей частей анализаторов.

1) предметную агнозию (больные не узнают предметы и их изображения). К этой группе примыкает и «симультанная агнозия» Вольперта (больные узнают отдельные предметы и их изображения, но не узнают ситуацию в целом);

2) агнозию на цвета и шрифты;

3) оптико-пространственную агнозию (пропадает возможность передать пространственные признаки объекта: дальше, ближе, больше, меньше, сверху, снизу и т. д.).

Слуховые агнозии проявляются в снижении способности дифференцировки звуков и понимания речи. При этом могут иметь место слуховые галлюцинации. Возможны дефекты слуховой памяти (больные не могут запомнить два или более звуковых эталона). Возможна аритмия (не могут правильно оценить ритмические структуры, количество звуков и порядок че­редований). Иногда наблюдается нарушение интонационной стороны речи (больные не различают интонаций и у них самих невыразительная речь).

Тактильные агнозии – при сохранности тактильной чувствительности наблюдается неузнавание знакомых предметов при их восприятии на ощупь (исследование при закрытых глазах).

Агнозии у психически больных проявляются в том, что они выделяют то один, то другой признак воспринимаемого объекта, но не узнают самого предмета.

Подобные расстройства чаще возникают при органических поражениях корковых зон мозга разного генеза (энцефалит, опухоль, сосудистый процесс и т. д.).

Приведем примеры наблюдений и экспериментальных исследований, выполненных разными авторами (в основном это аспиранты Б. В. Зейгарник).

Пример 1. Изображение гвоздя один больной описывает как что-то кругленькое, говоря: «наверху шапочка, внизу палочка, что это такое – не знаю».

Пример 2. Другой больной описывает ключ, как «кольцо и стержень», он может даже точно скопировать его, но это не облегчает узнавание.

Пример 3. При тахистоскопическом предъявлении садовой лейки больная говорит: «Бочкообразное тело, что-то круглое, посередине отходит вроде палочки с одной стороны». Другой больной при тахистоскопическом предъявлении расчески говорит: «Какая-то горизонтальная линия, от нее книзу отходят маленькие, тоненькие палочки».

Пример 4. Нарисованный гриб больная называет «стог сена», спички – «кристаллами». Сюжет картины больная не улавливает сразу, а лишь после длительных фиксаций на отдельных деталях. Процесс восприятия носит характер отгадывания: «Что бы это могло быть – расческа? На чем она сидит — на кресле, стуле? Что бы это могло быть – плита, корыто?». Рассматривая картину «Смертница», больная говорит: «Что это за женщина, о чем-то задумалась? На чем она сидит? На кровати? Что это за тени?».

При таком выраженном нарушении узнавания рисунков больная прекрасно узнавала геометрические формы, дополняла незаконченные рисунки согласно структурным законам. Больше того, не узнавая предмет на рисунке, больная прекрасно описывала его форму.

Подводя итог ряду подобных экспериментов, Б. В. Зейгарник пришла к выводу о некоторой ступенчатости расстройств при агнозии. Больные хорошо узнавали предметы, хуже – модели, еще хуже – рисунки предметов. Особенно плохо они они узнавали те изображения, которые были схематически нарисованы, в виде контуров.

Возникла гипотеза, что причина затрудненности узнавания, вызывается той обобщенностью, той формализацией, которая присуща рисунку.

а) в виде пунктирного контура;

б) в виде черного силуэта;

в) в виде четкого фотографического изображения.

Данные экспериментального исследования подтвердили предположение: больные совершенно не узнавали пунктирные, несколько лучше, но все же очень плохо, узнавали силуэтные изображения и лучше узнавали фотографические, т. е. конкретные изображения.

Отсюда был сделан вывод: восприятие при агнозии в своей специфически человеческой характеристике есть процесс, обладавший функцией обобщения и условности; поэтому здесь правомерно говорить о нарушении обобщающей функции восприятия.

Знание психологического механизма агнозии позволило подобрать способы, с помощью которых можно было скомпенсировать этот дефект. Так, если экспериментатор просил указать определенный предмет («укажите, где шляпа, а где ножницы»), то больные узнавали его и правильно выполняли задание. То есть, включение предъявляемого объекта в определенный (не требующий операции обобщения) круг значения помогало узнаванию. Называние же приблизительного круга предметов, к которому относится данный объект (покажите головной убор, инструмент), помогало меньше.

Расстройства восприятия

Здоровый человек адекватно воспринимает окружающую его действительность, и в этом заслуга, в первую очередь, ощущений, представлений и воображения.

Мы видим, слышим, чувствуем на вкус и тактильно, обоняем, меняем положение тела в пространстве, а затем обрабатываем все эти полученные знания при помощи мозга и получаем целостную картинку-представление. Расстройства восприятия лишают возможности получить единый обобщенный образ.

Возможных нарушений множество, в то же врем каждый из них имеет свои типичные особенности.

Агнозия – патологическое состояние, развившееся в результате поражения коры головного мозга и характеризующееся невозможностью воспринимать информационный поток, идущий от анализаторов. Данное состояние ведет к изменению ощущения реальности объектов и неправильной их оценке.

Выделяют основные разновидности агнозии, которые потом подразделяются на частные подвиды:

  • зрительная;
  • слуховая;
  • тактильная

Зрительная агнозия характеризуется нарушением идентификации объектов и изображенных символов. У этой патологии есть несколько разновидностей:

  1. Предметная. Невозможность назвать предмет при отличном определении его черт и особенностей.
  2. Цветовая. Характеризуется отсутствием умения систематизации цвета, соотношения одинаковых оттенков.
  3. Симультанная. Способность видеть только один объект из параллельно расположенных.
  4. Пространственная. Нарушение пространственного ориентирования.
  5. Буквенная. Невозможность распознавать буквы. Пациент не может ни читать, ни писать.

Слуховая агнозия – результат поражения слухового анализатора. В зависимости от области, которая затронута в результате болезни или травмы, различают различные нарушения:

  1. Висок левого полушария. Утрата способности различать звуки речи, писать под диктовку, читать вслух.
  2. Правое полушарие. Отсутствие распознания звуков и шумов.
  3. Передние отделы головного мозга. Искажение восприятия и понимания ситуации. Обычно, это следствие психических заболеваний.
  4. Правый висок. Нарушение понимания и воспроизведения определенного ритма, распознания интонации речи других людей.
При поражении теменной доли правого или левого полушария наблюдается такой вид патологии, как тактильная агнозия. При ней пациент не может распознавать формы и предметы тактильно, то есть на ощупь.

Еще одной разновидностью отклонения в реальной оценке действительности являются галлюцинации. Определение этому явлению звучит следующим образом – возникновение образа, не имеющего под собой никакого стимула.

Возникает данная патология в результате телесных поражений, а также при нарушениях психики. Причиной развития галлюцинаций может стать неограниченный прием:

  • алкоголя;
  • наркотиков;
  • токсических веществ;
  • сильнодействующих медикаментов.

Состояние постоянного стресса и регулярные недосыпы также могут вызвать несуществующие в действительности образы.

Принято различать истинные галлюциногенные явления и псевдогаллюцинации, это важно для точной и своевременной диагностики психических отклонений.

Первые формируются во внешнем реальном мире, и пациент воспринимает их как обыденность. Вторые же это образы внутри человеческого организма. Например, голоса, раздающиеся в голове или ощущение червяков, ползающих под кожей. Такие образы более субъективны.

Иллюзорные обманы

Обманчивое восприятие реального объекта или явления действительности носит название иллюзии.

Обычно такие явления создаются природой или фокусниками и не указывают на патологию.

Но существуют и болезни, сопровождающиеся иллюзиями.

Разновидностей иллюзорных отклонений очень много, в основном они связаны с каким-то отдельным органом чувств человека. Назовем основные:

  1. Оптические. Искажение зрительного сенсора, возникновение образов несуществующих букв и слов.
  2. Звуковые. Нарушение в работе органов слуха, например, неправильная трактовка силы звука и интенсивности речи.
  3. Физиологические. Связаны с особенностями работы различных рецепторов.
  4. Вербальные. Ошибки в правильности оценки разговора – пациент слышит не те слова, которые произносит собеседник.
  5. Физические. Обусловлены природными особенностями. Яркий пример такой иллюзии – «перелом» ложки в стакане с водой.
  6. Аффективные. Возникают на фоне страха или депрессивного состояния.
  7. Органические. Ошибки в восприятии формы, размеров, оттенков цвета.
  8. Парейдолические. Мысленное создание фантастического рисунка из сложного узора, например, на ковре или морозном окне.
  9. Осознаваемости. Возникновение ощущения присутствия. Зачастую рассматривается как форма галлюцинации.

Эта групп заболеваний включает нарушения, связанные с распознаванием не отдельных предметов, а их характерных качеств и свойств.

Дереализация – искажение образа внешнего мира за счет выпадения или изменения каких-либо сенсорных сигналов.

Такие ошибки в восприятии могут касаться:

  • глубины пространства;
  • формы (метаморфопсия);
  • величины,- происходит уменьшение (микропсия) или же, наоборот, увеличение предметов (макропсия);
  • расстояния,- расположение предметов дальше, чем это есть на самом деле (порронсия), или наблюдается расширение, перекошенность или перекрученность окружающих предметов (дисмегалопсия).

Существуют также и другие расстройства, которые принято причислять к психосенсорным:

  • знакомая обстановка видится никогда раньше не встречаемой;
  • новое окружение хорошо известно;
  • временные искажения (ускоренный ход или замедление);
  • утрата эмоционального отклика на происходящее.

Отличительной особенностью данной группы расстройств является то, что пациентом они всегда воспринимаются крайне критично и доставляют дискомфорт.

Что касается второго вида психосенсорных нарушений, то такие отклонения в восприятии напрямую связаны с ощущением своего собственного тела:

  • изменения в ощущениях веса;
  • размеров головы и конечностей;
  • положения ушей.
Такие искажения у больного наблюдаются только при отсутствии контроля зрения, то есть при закрывании глаз. Когда же пациент их открывает, все неправильные ощущения сходят на нет.

Группа галлюцинозов

Данная патология имеет и другое наименование — галлюцинаторный синдром. Х

арактеристика же ее такова – обилие однотипных галлюцинаций при сохранении сознания.

Подобное состояние может продолжаться длительное время и привести к развитию бредового расстройства.

Классификация данного патологического нарушения восприятия включает следующие подвиды:

  1. Органический. При сохранении ясного сознания наблюдается наличие слуховых, зрительных и обонятельных галлюцинаций. Возможно также присовокупление расстройства в восприятии тела и дереализации.
  2. Атеросклеротический. Имеет только хроническую форму. Основное провоцирующее заболевание — атеросклероз.
  3. Алкогольный галлюциноз или помешательство пьяного. Сопровождает состояние запоя или же наблюдается сразу после выхода из него при полном ограничении употребления спиртных напитков. Характеризуются возникновением вербальных галлюцинаций, доходящих до бреда.

Псевдоагнозии при деменции (Ложные неузнавания при слабоумии)

Пример 1. Гриб больной называет помидором, если смотрит на головку гриба, или же видит в грибе огурец, если фиксирует внимание на его ножке. Поэтому при предъявлении рисунка больному часто безразлично, показывают ему его часть или целое.

У некоторых больных агнозия распространялась и на структуру, и на форму изображения.

Пример 3. При осмотре картинки, на которой нарисован крестьянин, стоящий с задумчивым видом у телеги, у которой отскочило колесо, больной говорит: «Вот колесо, а это мужчина стоит». Показывая на лошадь, говорит: «А это птица какая-то». Экспериментатор: «Это ведь лошадь». Больной: «На лошадь плохо смахивает».

В этих примерах отчетливо выступает нарушение не только смысловых, но и структурных компонентов рисунка. При попытке понять сюжет картинки больные из-за неправильного узнавания деталей и структурного распада часто неправильно описывают ее содержание. Это расстройство напоминает феномен, описанный А.

Как видим, нарушение восприятия, которое обнаруживается у слабоумных больных, подтверждает ведущую роль осмысленности и обобщенности в любом акте перцептивной деятельности. Так, на патологическом материале обнаруживается целостность психической (отражательной) деятельности. Рассмотренное нарушение восприятия – это, по сути, нарушение мыслительных операций – синтеза и обобщения.

Пока чувствуем — живем

Если восприятие – это целостная картинка-представление окружающего мира, то ощущение – процесс отображения отдельных качеств и свойств предметов в результате их воздействия на органы чувств человека.

Способность получения такого опыта есть только у тех живых существ, которые имеют нервную систему. Осознанность же ощущений приходит при наличии головного мозга.

Ощущение – начальное звено познания человеком как внешнего, так и своего внутреннего мира.

Раздражители, провоцирующие этот феномен, различны, отсюда и существование разных типов ощущения:

  • зрительный;
  • кожный;
  • слуховой;
  • связанный с системой мышц и внутренними органами.

Пока чувствуем — живем

Галлюцинациями в психиатрии называют ложные восприятия. При душевных заболеваниях — это один из наиболее часто встречающихся симптомов.

Галлюцинации бывают разных модальностей: больные видят предметы, которых нет, слышат речь, слова, которые никем не произносятся, чувствуют запахи, которых в действительности не существует. По виду анализатора различат зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые и др. галлюцинации.

Еще французский психиатр Э. Эскироль писал, что галлю-цинант – это «человек, имевший внутреннее убеждение, что он что-то воспринимает, тогда как извне нет никакого объекта, способного вызвать это восприятие».

Это определение Эскироля легло в основу мнения психиатров, что галлюцинаций возникают без наличия раздражителя. Однако, как мы увидим далее, это не вполне так. От галлюцинаций следует отличать иллюзии.

Иллюзии – это искаженное восприятие действительно существующего во внешней среде реального объекта.

Таким образом, в традиционной психиатрии в зависимости от наличия или отсутствия раздражителя обманы чувств относят к категории иллюзий или галлюцинаций.

– встречается нейтральное отношение, когда больные спокойно реагируют на них;

– галлюцинации могут носить императивный характер, когда голос приказывает больному что-то сделать, например, «сжечь свои вещи» или «выбросить деньги»;

– «голоса» бывают устрашающими, например, угрожают убить. Под влиянием таких голосов больные могут совершать те или иные поступки (так, упомянутые больные действительно сожгли вещи, выбросили деньги).

2. Нередко больные отрицают наличие галлюцинаций, но их поведение выдает, что они галлюцинируют.

Например, беседуя с врачом, больной вдруг говорит «голосу»: «Не мешай, видишь, я занят», другой прогоняет «мышей», которые якобы ползут по его рукаву. При обонятельных галлюцинациях больные могут отказываться от еды: «Пахнет бензином, керосином, гнилью».

3. Больные, как правило, не могут отличить галлюцинаторные образы от образов, получаемых от реальных предметов.

4. Галлюцинаторный образ проецируется вовне. Больной, страдающий галлюцинациями, может точно указать местонахождение галлюцинаторного образа. Он говорит о том, что этот образ находится «направо», что «машина стоит внизу перед окном».

5. Галлюцинаторный образ, как правило, чувственно окрашен: больные различают тембр «голоса», принадлежность его мужчине, женщине, они видят окраску, яркую, темную, маленьких или больших животных. Эта яркая чувственность роднит галлюцинаторный образ с образом, получаемым от реальных предметов.

6. Галлюцинаторный образ возникает непроизвольно. Больной не ждет его вызвать, не может от него избавиться, галлюцинации возникают помимо его желаний, волевых усилий.

7. Возникновение галлюцинаторного образа сопровождается отсутствием критичности. Больного невозможно убедить в том, что предмета, вызвавшего галлюцинаторный образ не существует.

В подтверждение можно привести примеры, взятые из историй болезни: «Как же вы не видите, – возражает больной на уверения врача, что в комнате никого нет — ведь вот стоит собака, вон там в правом углу, уши подняты, шерсть рыжая, ну вот же, вот она», или: «Как же вы не слышите, ведь вот совершенно ясно мужской голос приказывает мне «подыми руку, подыми руку, это голос курильщика с хрипотцой».

Переубеждать галлюцинанта бесполезно — болезненный симптом проходит лишь с улучшением общего состояния.

Вопрос о механизмах галлюцинаций ставился неоднократно. Вначале их связывали с нарушением рецепторов; потом – с нарушением отдельных участков центральной нервной системы; наконец – с интенсификацией представлений (тормозная теория галлюцинаций). Остановимся на последней из теорий подробнее.

Основанием для нее послужили высказывания И. П. Павлова о том, что галлюцинации возникают в гипнотической парадоксальной фазе. И действительно, ряд клинических фактов говорит в пользу такого заключения.

Выявилось, что галлюцинаторные образы усиливаются при засыпании и в момент пробуждения; с другой стороны, прием таких стимулирующих лекарств, как кофеин, фенамин, ослабляет галлюцинирование, в то же время прием тормозящих препаратов (бром, снотворные, феназепам и др.) активизирует галлюцинаторный процесс.

Исходя из того положения, что при парадоксальной фазе слабые раздражители приобретают большую силу, а сильные, напротив, тормозятся, Д. Б. Попов считал, что представления под влиянием гипноидных фаз интенсифицируются и проецируются как реальные предметы во внешнее пространство. Отсюда эта теория называется тормозной, механизмом же галлюцинаций, согласно Д. Е. Попову, является интенсификация представлений.

Неудовлетворенная этими гипотезами С. Я. Рубинштейн разработала следующую методику: больным предлагались записанные на магнитофонной ленте слабо различимые звуки, которые носили предметный характер (шелест бумаги, бульканье воды), характер других являлся неопределенным.

Эксперимент показал следующее: в то время как здоровые испытуемые различали источники звуков, у больных эти эксперименты вызывали обманы слуха. С. Я. Рубинштейн описывает, как одна больная слышала при звуке шелеста бумаги слова: «Ты дрянь, ты дрянь…», другая слышала рыдания, больной, в прошлом моряк, слышал звон склянок, прибой моря.

В результате С. Я. Рубинштейн пришла к выводу, что одним из важных патогенетических условий формирования галлюцинаций является затрудненность прислушивания и распознавания звуков, а если вообще – затруднения деятельности анализатора.

Данный механизм возникновения галлюцинаций подтверждают факты наблюдений за психически здоровыми людьми.

1) в условиях сенсорного дефицита (у водолазов, у людей в баро- и сурдокамерах);

2) у слабовидящих и слабослышащих (но не у слепых и не у глухих).

Проведенные эксперименты позволили С. Я. Рубинштейн усомниться в правомерности определять галлюцинации как ложные восприятия, возникающие без наличия обусловливающих их раздражителей во внешней или внутренней среде. По ее мнению, более правильным будет понимать галлюцинации как реакции на ложно воспринимаемые раздражители.

Псевдогаллюцинации

Особый интерес для клинического психолога представляет тот вид галлюцинаторных расстройств, который носит название псевдогаллюцинаций. Они были впервые подробно описаны русским психиатром В. X. Кандинским и французским психиатром П. Клерамбо.

1. «Эти образы не имеет характера объективной действительности, напротив, они прямо сознаются как нечто субъективное, аномальное, весьма отличное от обыкновенных образов воспоминаний и фантазий».

2. В отличие от галлюцинаций, псевдогаллюцинации проецируются не во внешнем пространстве, а во «внутреннем» -голоса звучат «внутри головы», больные их слышат как бы «внутренним ухом»; видения воспринимаются «умственным» взором, «духовными очами». Галлюцинации для больного – сама действительность, псевдогаллюцинации переживаются им как субъективное явление.

3. В отличие от воспоминаний и фантастических образов, псевдогаллюцинации представляются более отчетливыми и живыми, причем образы являются одновременно в мельчайших деталях, стойкие и непрерывные. Псевдогаллюцинации возникают спонтанно, независимо от воли больного, они не могут быть произвольно изменены или изгнаны из сознания.

4. При псевдогаллюцинациях очень часто отсутствует ощущение собственной деятельности, активности, как это бывает в норме при воспоминаниях, мышлении, фантазировании человека. Иногда псевдогаллюцинации носят характер навязанности: они кем-то «сделаны»; больные жалуются, что им «насильно показывают картины», «вызывают звучание мыслей», «действуют помимо воли языком, говорят слова, которые он не хочет произносить», «руками, ногами, телом кто-то действует» и т. д. Наступает уже описанная нами выше деперсонализация: собственная психическая продукция становится чужой.

Сочетание псевдогаллюцинаций с симптомом отчуждения, «сделанности» в патопсихологии носит название синдрома Кандинского.

Основной радикал синдрома Кандинского – это чувство «сделанности» мыслей, чувств, восприятия, утрата их принадлежности собственной личности, чувство овладения, воздействия со стороны.

1) идеаторный – «сделанность», насильственность, раскрытость мыслей;

2) сенсорный – «сделанность» ощущений;

3) моторный – «сделанность» движений.

Природа и психологические механизмы этого синдрома во многом остаются загадкой.

Патологии чувственного познания

Расстройства различных видов чувственного познания включают в себя искажения сразу нескольких процессов в организме человека: ощущений, восприятия, представления. И их также принято делить на различные виды.

Такое варьирование возможно как в сторону понижения, так и, наоборот, повышения. Состояния человека при этом различны и имеют свои научные обозначения.

Психическая гиперестезия – резкое усиление восприимчивости даже при минимальном воздействии раздражителя. Ощущения запаха, вкуса и света, которые раньше составляли норму, теперь вызывают дискомфорт и даже болезненность.

Понижение чувствительности в свою очередь имеет две разновидности расстройств.

Психическая анестезия – патология восприятия при отсутствии реакции от одного из анализаторов:

  • слепота;
  • утрата чувства вкуса;
  • невосприимчивость запахов;
  • глухота;
  • исчезновение ощущения боли.

Лишь некоторое падение уровня чувствительности называют гипестезией.

Сенестопатии – ощущения, которые трудно поддаются определению. Они не имеют под собой основы и четкого места локализации, неприятные и тягостные.

Классифицируются следующим образом:

  • термические (чувство жжения или холода);
  • движение, перемещение тканей (перекручивание, соединение или расслойка);
  • натяжение;
  • ощущение пульсации, переливания;
  • сверление и разрывы, жгучая боль.

Чаще всего пациент определяет место распространения таких ощущений в области головного мозга. Может встречаться в груди, а также брюшной полости. Крайне редко – в верхних и нижних конечностях.

Нарушение мотивационного компонента восприятия

Выше было показано, что снижение обобщения приводит к агнозиям, а изменения функционального состояния деятельности анализаторов – к обманам чувств. А теперь зададимся вопросом, как влияет на перцептивную деятельность изменение мотивационного компонента восприятия?

Ответ на этот вопрос был получен Б. В. Зейгарник и сотрудниками ее лаборатории при исследовании восприятия больных с так называемым лобным синдромом, у которых выражены нарушения подконтрольности и произвольности, поведение которых отличалась аспонтанностью, отсутствием коррекции. Начнем с примеров.

Больной, получивший тяжелую травму левой лобной доли, с трудом узнавал предметы, нарисованные пунктиром или затушеванные, был не в состоянии схватить и передать смысл двух картин, последовательно изображающих несложные сюжеты (на одной картине двое ребят курят у стога сена; на другой – они убегают от загоревшегося стога). Больной: «Здесь двое сидят, а здесь двое бегут». Больной не замечает, что речь идет о после­довательном изображении.

Не правда ли, похоже на агнозию? Но это не так. О том, что затруднения узнавания являются псевдоагностическими, говорит тот факт, что стоило попросить больного «внимательно посмотреть», как он давал адекватный ответ. Затрудненность узнавания в данном случае не является агностическим расстройством в узком смысле этого слова, а является следствием того, что больные не осуществляли активного поискового процесса, который всегда включен в акт восприятия.

Особенно большие трудности вызывает у больных с поражением лобных долей мозга понимание серий картинок, изображающих в последовательном порядке какой-нибудь сюжет. Так, одному такому больному с поражением базальных отделов лобных долей мозга была предъявлена серия из пяти картинок, изображавших погоню волка за мальчиком по снежной поляне в лесу.

Таким образом, приведенные данные показывают, что существенную роль при таких нарушениях играет нарушение подконтрольности, произвольности, т. е. страдает мотивационный компонент восприятия.

Эта непроизвольность проявляется еще в одном своеобразном феномене – у подобных больных не наступает смены фигуры и фона в обратимых фигурах Рубина. Как известно, если длительное время фиксировать изображение, процесс смены фигуры и фона наступает сам собой; в противном случае доста­точно обратить внимание испытуемого на возможность такой смены, чтобы произвольно вызвать этот процесс. У описываемых больных этот процесс смены фигуры и фона не может быть произвольно вызван.

Точно так же у них не возникает гипотез при предъявлении пятен Роршаха.

Приведем два доказательства того, что отмеченные нарушения восприятия имеют личностную обусловленность.

Первое (теоретическое) – от Фрейда.

В американской психологии термином личность обозначается некоторая интегративная система, которая обеспечивает целостность и постоянство поведения индивида и которая постоянно подвергается опасности разрушения либо со стороны запретных инстинктивных влечений, либо со стороны налагае­мых внешним миром требований (собака снизу и собака сверху).

В качестве примера остановимся на той форме психологической защиты, которая носит название перцептивной. Приведение в действие механизма перцептивной защиты связано со степенью структурированности перцептивного материала. Неопределенная, конфликтная или незнакомая ситуация, требующая перестройки поведенческих схем, приспособления к новым отношениям, может привести к возрастанию уровня тревожности. Непереносимость неопределенности и вызывает перцептивную защиту (например, отрицание очевидного факта), т. е. расстройство восприятия.

Второе (экспериментальное) доказательство по Б. В. Зейгарник. Экспериментальная методика состояла в следующем. Испытуемым предъявлялись сложные сюжетные картинки и картинки с неясным сюжетом в условиях разной мотивации, которая создавалась, во-первых, с помощью различных инструкций; во-вторых, – разной степенью неопределенности изображений.

Используемые в эксперименте картинки представляли собой изображения более или менее сложных ситуаций (мать купает ребенка, группа чем-то взволнованных женщин и т. д.), нечеткие снимки объектов (цветы, мокрая мостовая, пятна Рорша-ха). Различие инструкций состояло в следующем. В варианте «А» карточки-картинки предлагались с «глухой» инструкцией описать, что изображено.

В варианте «Б» сообщалось, что целью эксперимента является исследование воображения. В варианте «В» испытуемых предупреждали, что задачей исследования является определение их умственных способностей. В каждом варианте предъявлялись разные наборы картинок. Таким образом, во всех трех вариантах цель задания оставалась неизменной, менялась лишь его мотивация.

В экспериментах участвовали здоровые испытуемые, больные эпилепсией и больные шизофренией.

Здоровые испытуемые. В условиях варианта «А» процесс восприятия не обусловливался экспериментально заданной мотивацией. В силу этого непосредственная цель деятельности – содержательная интерпретация – не приобретала самостоятельной побудительной силы.

Качественно иные результаты были получены в вариантах «Б» и «В», где введенный инструкцией мотивов задавал определенную направленность деятельности.

В норме это выразилось в том, что у испытуемых появился интерес к заданию и оценке экспериментатора. Изменился и характер формулировок гипотез – они стали более развернутыми, эмоционально насыщенными. Центральное место в описании сюжетных картинок стало занимать раскрытие внутреннего мира изображенных персонажей. Исчезли формальные ответы.

Особенности восприятия у больного эпилепсией покажем на примере высказываний больного при предъявлении картинки, где изображена группа взволнованных женщин.

«На этой картинке изображены несколько человек. Слева стоит женщина, около нее другая. Волосы темные у нее, она сложила руки на груди и плачет. К ней бежит мальчик, поднявши руки, вроде, успокоить хочет… Сзади мальчика женщина держит ребенка или он на чем-то сидит, прижался к ней, обняв ее правой рукой… В левом углу еще две женщины стоят…» и т. д.

Приведенный пример показывает, как деятельность, вначале направленная на содержательную интерпретацию картинки, превращается в скрупулезное описание отдельных ее фрагментов. В некоторых случаях это тормозит процесс выдвижения гипотез, приводя к возникновению формальных ответов.

Иной вид имеет деятельность восприятия больных шизофренией. Несмотря на «интеллектуальную» направленность исследования, больные не проявляли интереса к заданию, не реагировали на оценку экспериментатора, не исправляли свои ошибки. Деятельность больных характеризуется чрезвычайной свернутостью, отсутствием поисковой активности, столь выраженной в норме.

Таким образом, анализ результатов исследования в вариантах «А», «Б» и «В» позволил установить зависимость восприятия от мотивации. С введением смыслообразующих мотивов образуется новая мотивационная структура, разная в норме и патологии.

Не вдруг, но вслух…

При необходимости, первичная дифференциальная диагностика расстройств восприятия, ощущений и представлений может быть произведена даже в домашних условиях:

  • агнозия – зрительные, слуховые, тактильные искажения в информационном потоке;
  • галлюцинации – образы во внешнем мире, не подкрепленные стимулами;
  • псевдогаллюцинации – образы внутри человеческого сознания;
  • иллюзия – обманчивое восприятие реально существующего объекта или предмета действительности;
  • психосенсорные расстройства — нарушения в реальной оценке качеств и свойств отдельных предметов (формы, величины, расстояния, собственного тела);
  • галлюциноз – обилие галлюцинаций одного вида;
  • психическая гиперестезия – резкое усиление восприимчивости при слабом воздействии раздражителя;
  • психическая анестезия – полное отсутствие чувственного восприятия от одного из анализаторов: зрения, слуха, обоняния и т.д;
  • сенестопатии – чувство «жжения», «пульсации», «скручивания», «натяжения» и т.п.

Формы нарушения восприятия при различных заболеваниях

Как показано выше, нарушения восприятия имеют различные причины и разные формы проявления. Знание этих особенностей позволяет психологу участвовать в постановке диагноза, а знание механизмов нарушений – в разработке и осуществлении коррекционных программ.

1. Сенсорные расстройства (нарушение ощущения высоты, цветоощущения и т. д.). Эти нарушения связаны с поражениями подкорковых уровней анализаторных систем.

2. Сложные гностические расстройства, отражавшие нарушение разных видов восприятия (восприятие предметов, пространственных отношений). Эти нарушения связаны с поражением корковых зон мозга.

У больных с неврозами и неврозоподобными состояниями отмечаются нарушения болевой чувствительности. Чаще встречается не снижение, а усиление болевого ощущения, так называемые «психогенные» боли, что также является нарушением восприятия. При переживании боли большая роль отводится ожиданию, боязни боли, хотя, по исследованиям Б. Д.

Карвасарского, не существует боли, лишенной материальной основы, даже когда речь идет о психогенных болях. При этом важно установить соотношение сенсорного и эмоционального компонентов переживания боли для выбора правильного лечения: преобладание медикаментозного воздействия или психотерапевтиче­ского.

У эпилептоидных больных восприятие чрезмерно детализировано и малопродуктивно. Можно сказать, что они «за деревьями» не видят леса.

У больных шизофренией трудности узнавания объектов связаны большей частью с апатоабулическим синдромом и эмоциональной амбивалентностью.

При психопатиях возбудимого круга повышается чувствительность при повышении эмоционального тонуса.

При психопатиях тормозного типа отмечается ригидность и снижение чувствительности также при повышении эмоционального тонуса.

а) при депрессивно-параноидном синдроме – аффективное искажение восприятия;

б) при астено-депрессивном – фрагментарность восприятия с трудностями концентрации внимания и его переключения;

в) при истеро-депрессивном — восприятие отличается внушаемостью, в силу чего возможны псевдоагнозии.

Методы исследования восприятия

Исследование восприятия можно проводить клиническими и экспериментально-психологическими методами.

Клинический метод применяется в случаях, когда необходимо исследование болевой, тактильной, температурной, вибрационной или слуховой чувствительности, проводится с помощью специально подобранных волосков, щетинок, игл, анама-лоскопов, аудиометров и др. Осуществляют такую диагностику обычно врачи.

Для исследования более сложных слуховых и зрительных функций используются экспериментально-психологические методы, например, комплекс методик, предложенный Е. Ф. Бажиным.

Так, для выявления зрительной агнозии используют наборы разнообразных предметов и их изображений. В начале исследования зрительного гнозиса испытуемому предлагают четкие изображения предметов (можно использовать «Классификацию предметов»). Испытуемый должен узнать предмет. Затем ему предлагают более сложные рисунки, например, перечеркнутые и наложенные друг на друга изображения (таблицы Поппельрей-тера). Иногда для исследования зрительного восприятия используют также таблицы Равена.

Для исследования сенсорной возбудимости на фоне органических изменений головного мозга используют таблицы с движущимися квадратами, или «волнистый фон», предложенные М. Ф. Лукьяновой.

Оцените статью
Оптика Стиль
Adblock detector