Линзы для безободковых оправ

Информация

Пластиковые или стеклянные линзы — что выбрать?

Линзы из минерального стекла обладают стабильными оптическими параметрами и гарантируют более высокое качество коррекции. Для создания таких стекол применяется множество различных минералов, которые отличаются друг от друга прочностью, коэффициентом преломления и другими характеристиками. Можно выделить следующие преимущества стеклянных линз, которые характерны для всех их разновидностей:

  • превосходные оптические свойства;

  • прочность, устойчивость к царапинам;

  • высокая адгезионная способность, которая заключается в возможности нанесения защитных покрытий;

  • красивый внешний вид.

Очки со стеклянные стеклами выглядят эстетичнее, чем с пластиковыми. Но есть у таких оптических изделий и недостатки:

  • больший удельный вес в сравнении с пластмассовыми моделями;

  • ограниченный выбор форм и дизайнов;

  • низкая устойчивость к ударным нагрузкам;

  • более высокая цена.

Практически все эти минусы являются относительными. Только вопрос об ударопрочности стоит особенно остро при подборе детских очков. Стекло может разбиться и поранить лицо и глаза. Остальные недостатки могут быть сглажены положительными свойствами каждой конкретной модели.

Стеклянные линзы подойдут людям с тяжелыми формами дефектов рефракции, офисным работникам и др. Детям и спортсменам такие очки лучше не выбирать. Им рекомендуется приобретать модели с пластиковыми стеклами. 

Видов пластмассы сегодня много. Пластик был открыт в 1953 году. После нескольких исследований ученые пришли к выводу, что этот материал очень хорошо поддается обработке и подходит для создания оптических изделий. На сегодняшний день большинство выпускаемых очков оснащены пластиковыми линзами. Они обладают рядом неоспоримых преимуществ:

  • в 200 раз прочнее минеральных стекол;

  • долговечность;

  • легкая окрашиваемость и большой выбор цветов;

  • богатый ассортимент форм и дизайнов;

  • низкий удельный вес;

  • доступность для большинства людей за счет дешевизны.

Не лишены пластмассовые линзы и недостатков. На них быстрее, чем на стеклянных появляются царапины. Также пластиковые стекла уступают стеклу по светопропускаемости. Но эти минусы опять же можно считать относительными. Для защиты линз от царапин на них наносятся защитные покрытия. Цена на очки возрастает, но продлевается срок их службы. Что касается показателя светопропускаемости, то она является оптимальной для всех видов аметропии.

Пластиковые линзы лучше подбирать детям. Они чаще роняют очки и теряют. Пластик не разобьется. К тому же можно приобрести несколько пар оптических изделий на случай, если одна потеряется или сломается. Цена таких очков позволяет купить более одной модели. Также пластмассовые очковые линзы прекрасно подойдут людям, которые занимаются спортом и ведут активный образ жизни.

Что собой представляет оправа и зачем она нужна

Линзы для безободковых оправ

Выбор оправы // Веко. 2001. № 5. С. 44–45). Исключение составляют лишь так называемые

, облегчающие перевод взгляда с дальних расстояний (поверх очков) на ближние (сквозь очки). На практике посадка оправы часто дает немного завышенное положение зрачка относительно средней линии светового проема.

Положение линз в очках: слева – идеально, справа – неидеально

Индекс преломления линз

Этому параметру стоит уделить большое внимание, особенно при высоких степенях близорукости и дальнозоркости. Ранее людям с сильной миопией и гиперметропией приходилось носить очки с толстыми стеклами. Выглядят такие оптические изделия очень некрасиво. Кроме того, они визуально увеличивают или уменьшают глаза человека. Если приобрести линзы с высоким индексом преломления, они будут тонкими.

Сегодня производятся стекла для очков очень легкие, тонкие и удобные даже с сильными диоптриями. При подборе нужно правильно выбрать индекс преломления линз. Он может варьироваться от 1,52 до 1,9 у стеклянных моделей и от 1,5 до 1,74 у пластиковых. Но удельный вес при уменьшении толщины стекла не уменьшается.

  • стандартные для малой диоптрии;

  • высококачественные с коэффициентом преломления 1,5 и с низким удельным весом;

  • с индексом 1,56, которые подходят для всех видов оправ;

  • тонкие с показателем 1,61 с высочайшими оптическими свойствами;

  • линзы с индексом 1,67 для безободковых оправ;

  • плоские ультратонкие с коэффициентом 1,74 при тяжелой близорукости/дальнозоркости.

Стекла с высоким индексом требуются только 20% пациентов, у которых диагностирована сильная степень аномалии рефракции. Теперь узнаем, как подобрать стекла для очков, исходя из светопропускаемости.

Элементы оправы

Оправа состоит из двух основных частей, а именно

, обеспечивающей фиксацию линз, и

, обеспечивающих заданное положение очков. Ограниченные ободком световые проемы рамки соединены между собой так называемым

, или мостом, или переносицей – носовой частью оправы. В целом вариантов оформления носовой части достаточно много (так, в оправах, выполненных в стиле ретро, она может иметь вид седла, или буквы W, оправы крупных форм нередко имеют двойной мостик)

Учитывая то, что максимум веса готовых очков приходится как раз на область переносицы пользователя, важно, чтобы оправа обеспечивала наибольшее прилегание очков в этой части, и вес бы распределялся равномерно. Большинство металлических оправ для лучшей их фиксации на лице дополнительно оснащены подвижными регулируемыми

, обычно выполненными из силикона или каучука. Специалисты в области производства пластиковых оправ успешно решают проблему фиксации и распределения веса готовых очков за счет конструкции самой оправы.

Соединение рамки и заушников осуществляется с помощью

. Иногда в производстве очков используют

. Использование высококачественных шарниров положительно отражается на фиксации очков на голове и их сроке службы. Некоторые производители, как, например, австрийская компания Silhouette, используют бесшарнирные заушники. На металлические заушники во избежание возможных аллергических реакций кожи на металл и сдавливания головы в области висков надевают

, выполненные из гипоаллергенного материала, например из силикона.

Оправа с W-образной переносицей из коллекции Lunor

Виды линз по светопропускаемости

Они могут быть полностью прозрачными и затемненными. При этом ультрафиолетовыми фильтрами оснащаются оба вида оптических изделий. Такие очки будут стоить дороже. Если Вы работаете в вечернее время и часто водите автомобиль, приобретайте модели с желтыми стеклами. Они блокируют вредный для глаз сине-фиолетовый спектр световых лучей.

Также выпускаются фотохромные линзы, которые меняют степень затемненности в зависимости от внешнего освещения. На улице они превращаются в солнечные очки, а в помещении вновь становятся прозрачными. Можно подобрать стекла градиентные. У них темной является только верхняя половина.

Конструкции оправ

Оправы в зависимости от их конструктивных особенностей можно разделить на следующие типы: ободковые, полуободковые и безободковые.

или полноободковые, оправы – оправы, световые проемы которых полностью ограничены ободком. Наряду с металлическими и пластиковыми существуют также комбинированные модели ободковых оправ, для изготовления которых используется и пластик, и металл.

оправы – оправы, в которых ободком ограничена верхняя часть световых проемов (гораздо реже – нижняя). Помимо полуободка для крепления линз в этих оправах чаще всего используется нейлоновая леска. Полуободковые оправы могут быть пластиковыми, металлическими и комбинированными.

оправы – оправы, которые не имеют рамки. Линзы в них удерживаются за счет винтовых креплений. В традиционных безободковых оправах, как правило, линзы имеют отверстия в назальной и темпоральной частях, в которые винт вставляется с передней стороны линзы и закрепляется с внутренней. Существуют конструкции, позволяющие производить вставку винта с внутренней стороны, а для закрепления его с наружной стороны применяются специальные декоративные крепежные элементы.

На оправы корригирующих очков, считающиеся изделиями медицинской техники, распространяется

«Оптика офтальмологическая. Оправы корригирующих очков. Технические требования», с текстом которого можно познакомиться пройдя, например, по

Что лучше — сферическая или асферическая линза?

Дизайн — еще один важный параметр, который влияет на качество коррекции и зависит от вида аномалии рефракции и ее степени. Сферические линзы являются стандартными. Они используются для корригирования слабой миопии или гиперметропии. При этом близорукость исправляется двояковогнутыми стеклами, а дальнозоркость — двояковыпуклыми.

Асферические модели лишены этих недостатков. Они справляются и с высокими степенями зрительных патологий, предотвращая появление отсветов, расширяя обзор и повышая контрастность изображения. Такие изделия незаменимы при средней и высокой миопии/гиперметропии. Но защита от бликов у них недостаточна. Требуется нанесение дополнительного покрытия.

Для коррекции пресбиопии применяются бифокальные или трифокальные линзы. В них есть несколько оптических центров. Но данные очки внешне непривлекательны. Также в них очень резкий переход от близкой дистанции к дальней, что вызывает дискомфорт у некоторых людей, которые не всегда могут быстро привыкнуть к подобной оптике.

  • расширяют обзор на 30%;

  • не требуют долгого привыкания;

  • выглядят красиво.

При астигматизме в обычные сферические линзы добавляется оптическая сила цилиндра. Толщина астигматических очков неодинаковая по всей поверхности. В некоторых местах стекло может быть более толстым. Благодаря этому удается корригировать дефекты рефракции по двум меридианам.

Какой дизайн очков выбрать? Это решит офтальмолог после обследования. Конечно, будут учтены и предпочтения пациента.

Размеры оправ

– размер светового проема;

– размер мостика;

– длину заушника.

Два первых числа обычно разделяет наклонная черта или изображение квадрата. Бывает так, что числа нанесены слишком мелко или же уже частично стерлись от длительного ношения очков. В этом случае вы можете провести замеры образца самостоятельно.При выборе оправы, за исключением некоторых случаев, вряд ли есть смысл отталкиваться строго от ее размеров.

Прежде всего нужно примерить оправу. Если вам нравится, как она выглядит на вашем лице, то скорее всего и ее размер вам подходит. Тем не менее существует золотое правило, согласно которому общая ширина рамки оправы должна примерно равняться ширине лица. В этом случае комфорт будет идеальным.Ширину лица можно измерить при помощи линейки. Для удобства к каждому уху нужно приложить карандаши, а затем измерить расстояние между ними на уровне переносицы.

Виды покрытий очковых линз

Повысить функциональность и прочность стекол, продлить срок их эксплуатации можно путем нанесения на них специальных защитных слоев. Они могут быть самыми разными. Выделяются такие виды покрытий, как:

  • Ударопрочное. Оно защищает линзы от царапин. Со временем этот слой стирается, но сами оптические изделия остаются, как новые.

  • Поляризационное. Оно блокирует блики. Очки с поляризацией лучше приобретать водителям, рыболовам, спортсменам.

  • Гидрофобное, которое отталкивает молекулы воды, препятствуя запотеванию линз.

  • Антибликовое/антирефлексное. Оно используется для покрытия обычных повседневных очков, которые носит большинство. Рассмотрим подробнее такой вид оптики.

Стекла очков пропускают примерно 85% световых лучей. Остальные отражаются, образуя на линзах блики. Из-за этого нельзя увидеть глаз человека за оптическими изделиями. Но эстетическая составляющая — это часть проблемы. Низкая пропускаемость света сказывается на качестве коррекции и способствует увеличению нагрузки на глаза.

Пластиковые или стеклянные линзы

На очках может быть несколько покрытий — антибликовое, гидрофобное, ударопрочное. Чем больше защитных слоев, тем дороже обойдутся линзы. Зато они прослужат дольше, а носить их намного удобнее и безопаснее.

Вид материала, дизайна линз определяет и будущую оправу. Так, астигматические модели не подходят для безободковых. Сферические и асферические можно считать универсальными. Выбор оправ с пластиковыми стеклами более разнообразный. Но и смотрятся они не так презентабельно, как стеклянные очки. Кроме того, пластик не подходит для роговых оправ.

Таким образом, подбор очков — процесс достаточно сложный. Но не стоит забывать, что они являются не только средством коррекции, но и аксессуаром. Сегодня есть возможность приобрести удобные, качественные и стильные очки.

Подбор оправы с учетом ваших индивидуальных особенностей

Выбор оправы – задача непростая. Для того чтобы решить ее, следует учитывать несколько вещей:

  • свой тип лица,
  • свой цветотип,
  • предпочитаемый вами стиль в одежде.

Определить тип лица, или, иначе говоря, его форму, несложно. Зафиксируйте волосы ободком либо повязкой, чтобы они вам не мешали, и встаньте вплотную к зеркалу. Обведите контуры лица (начиная от корней волос и заканчивая подбородком) помадой или водорастворимым маркером и оцените результат. 

Характеристики типов лиц 

При всем многообразии лиц чаще всего выделяют пять основных типов: это овальное, круглое, треугольное (сердцевидное), прямоугольное и трапециевидное лицо. 

Овальное лицо. Оно характеризуется плавным переходом ото лба к скулам, а затем к подбородку, самое широкое место находится на уровне скул. Нижняя часть овального лица обычно длиннее верхней. 

Рекомендуются: 

  • оправы практически любой формы, начиная от классики и заканчивая авангардом; 
  • оправы чуть шире, чем размер лица в самой широкой части, для того чтобы уменьшить вытянутый овал лица (как правило, вытянутые лица еще и достаточно узкие); 
  • массивные оправы с широкой низкой переносицей, которая может отвлечь внимание от длинного узкого носа, и с низкой посадкой заушников, которые позволяют нивелировать эффект вытянутости (особенно если нижний и верхний ободки рамки образованы горизонтальными линиями). 

Не рекомендуются: 

  • слишком крупные оправы, которые будут диссонировать с чертами лица.

Круглое лицо. Такое лицо имеет плавные мягкие очертания, при этом его высота практически равна ширине. Нередко, хотя и необязательно, у людей с круглым лицом достаточно короткая шея. 

Рекомендуются: 

  • оправы с прямыми линиями, образующими ярко выраженные углы с боковыми частями; 
  • прямоугольные оправы, визуально делающие лицо менее круглым (если ширина оправы преобладает над ее высотой, то лицо воспринимается как более узкое);
  • оправы с высоко расположенными заушниками; 
  • цветные пластиковые оправы, являющиеся, когда речь идет о коррекции формы лица, более предпочтительными, нежели филигранные металлические; оправа в этом случае может быть броской. 

Не рекомендуются: 

  • слишком маленькие оправы; 
  • оправы округлой формы.

Треугольное (сердцевидное) лицо. Его отличают широкий лоб, широкие высокие скулы и ярко выраженный, довольно заостренный подбородок. 

Рекомендуются: 

  • оправы с овальными или круглыми световыми проемами, оправы со скругленными краями;
  • оправы с низкой посадкой заушников;
  • оправы с акцентом на нижней части рамки, которые помогут визуально сгладить остроту подбородка; 
  • безободковые конструкции*
  • громоздкие оправы, которые усилят эффект тре­уголь­ника: подбородок будет выглядеть еще уже и острее, а область лба — еще шире; 
  • оправы формы «кошачий глаз»; 
  • оправы с высокой посадкой заушников.
* Подбор безободковой конструкции несколько отличен от подбора ободковой оправы, так как в этом случае первостепенное значение имеет даже не форма лица, а область глаз, верхняя граница которой проходит по линии бровей.

Прямоугольное лицо. Для него характерны четкие параллельные прямые линии от висков до подбородка и резко выраженные углы нижней челюсти.

Рекомендуются: 

  • скругленные, овальные оправы, которые помогут сгладить угловатость и облегчить тяжелую нижнюю часть;
  • оправы с заушниками, которые крепятся к рамке по центру или к ее верхней части; 
  • оправы с подъемом в их верхней части, благодаря чему область щек будет казаться более узкой, а лицо — менее угловатым; 
  • безободковые конструкции, которые несколько смягчат строгие черты лица; 
  • цветные пластмассовые оправы, но они уместны при условии, что форма подобрана правильно.  
  • угловатые оправы, которые подчеркнут тяжеловесность лица;
  • слишком маленькие оправы, диссонирующие с чертами лица; 
  • оправы с низкой посадкой заушников. 

Трапециевидное лицо. По своей форме оно напоминает грушу, самое узкое место находится в области висков, самое широкое — в области щек, лоб по сравнению с довольно массивным подбородком кажется узким. 

Рекомендуются: 

  • оправы формы «кошачий глаз», чтобы добавить ширину верхней части лица и отвлечь внимание от подбородка; 
  • оправы с широкими заушниками, которые позволят визуально выровнять переход между широкими скулами и узкой височной частью. 
  • любые оправы, которые подчеркивают тяжеловесную нижнюю часть лица;
  • оправы с низко расположенными заушниками.  

Азиатский тип лица. Определенные сложности могут возникнуть при подборе оправ людям с азиатским типом лица. Из-за особенностей антропометрии переносицы многие модели «сидят» у них не на носу, как следовало бы, а смещаются на скулы.

Материалы оправ

От выбора материала, из которого изготовлена очковая оправа, во многом зависят ее внешний вид, вес, срок службы, а также некоторые другие характеристики. Основными материалами для производства очковых оправ являются пластмассы и металлы.

Пластмассы

Если немного упростить, то можно сказать, что ацетат целлюлозы вырабатывается в результате воздействия уксусной кислотой на очищенную целлюлозу, полученную из древесной массы или хлопка. Ацетат целлюлозы – один из несомненных лидеров среди материалов, используемых для производства оправ как для корригирующих, так и для солнцезащитных очков.

Стеклянные линзы подойдут людям с тяжелыми формами дефектов рефракции

В основном на рынке преобладают фрезерованные оправы из ацетата целлюлозы, так как они позволяют использовать большее разнообразие форм и расцветок. Значительной популярностью пользуются ламинированные «многослойные» модели, в которых применяются разноцветные слои ацетата целлюлозы, чьи пластические свойства позволяют легко делать такие «бутерброды», не опасаясь разделения слоев. Многие коллекции оправ из ацетата целлюлозы, производимые такими компаниями, как

). В последние годы возрос престиж и литьевых оправ из ацетата целлюлозы: производители научились делать их почти прозрачными и придавать им самые разные оттенки.

Одна из самых прочных пластмасс, служащая для изготовления медицинских оправ и солнцезащитных очков. При производстве кевлара к полиамиду добавляются упрочняющие волокна арамида – полимера, широко используемого для изготовления кабелей, бронежилетов, защитных шлемов. Из кевлара делают каски для занятий многими видами спорта, также он рекомендован для изготовления детских и спортивных очков.

Материал, созданный на основе эпоксидных смол. Он на 20% легче, чем ацетат целлюлозы. Эксклюзивными правами на выпуск этого материала обладает компания Safilo. Данный вид пластмассы часто используется для изготовления спортивных очков. Кроме того, он обладает выдающимися декоративными свойствами, так как позволяет включать в себя «чужеродные» элементы: кусочки ткани, металла и т. д.

Синтетический полимерный материал, отличающийся высокой ударопрочностью, гибкостью и малым весом. Благодаря этим свойствам полиамид часто используется при изготовлении спортивных очков. Одним из самых популярных полиамидов является

Композитный материал, состоящий из волокон углерода, которые соединены между собой эпоксидными смолами и/или другими полимерами. Полимерные волокна и эпоксидные смолы добавляют в рецептуру углеволокна для повышения его прочности, вследствие чего он не уступает по этому показателю большинству металлов, при этом он легче стали и алюминия. Углеволокно сегодня используют для производства высокотехнологичных оправ класса премиум таких марок, как, например,

. В 2012 году оправы с заушниками из углеволокна появились также в достаточно демократичной коллекции марки Police.

Полимер, характеризующийся превосходными оптическими и механическими характеристиками. Он обладает повышенной прочностью, эффектом памяти формы, устойчивостью к воздействию многих химических веществ и стопроцентной биосовместимостью. Этот материал не реагирует на воздействие ультрафиолетовых лучей, не вступает в контакт с кожей или косметикой и потому изделия из него не изнашиваются.

Металлы и сплавы

Для оптика имеют значение главным образом четыре основные группы металлов, каждая из которых требует особого к себе отношения: это сплавы меди, нержавеющая сталь, алюминий и титан. Особняком стоит золото cо свойственной ему спецификой обработки, которой мы сегодня непременно коснемся.

■    Сплавы меди

Медь – это один из первых металлов, освоенных человеком. На острове Кипр медные рудники существовали уже в III тыс. до н. э. От названия острова медь, кстати, и получила свое латинское название Cuprum. В качестве легирующих элементов в сплавах меди чаще всего используют никель, цинк, олово, свинец, железо, бериллий. По составу легирующих элементов сплавы меди разделяют:

  • на латуни (сплав меди с цинком)*;
  • бронзы (сплав меди с оловом);
  • медно-никелевые сплавы.

Соня Лангерман (Sonja Langermann), автор статьи «Материалы, используемые в производстве металлических оправ», опубликованной в 2008 году немецким оптическим журналом Focus в рубрике «Мастерская»

, указывает на то, что из-за высокой вероятности коррозии использование латуни этой марки производителями очковой оптики значительно сократилось.

Этот сплав меди с оловом используют для изготовления заушников недорогих оправ. Оловянная бронза отличается невысокой коррозийной стойкостью.  

Bronze 48. Сплав этой марки создан на основе оловянной бронзы с незначительным добавлением никеля и цинка. Добавки позволили повысить коррозийную стойкость сплава. Bronze 48 был разработан исключительно для удовлетворения нужд оптической промышленности. Производители оправ используют ее главным образом для изготовления заушников и переносицы.

С немецкого Neusilber дословно переводится как «новое серебро». Однако же с серебром нейзильбер объединяет разве что серебристый цвет, которому сплав обязан присутствием в своем составе никеля. Наряду с никелем нейзильбер также содержит медь (порядка 50%) и цинк. По большому счету из нейзильбера можно изготовить любую деталь оправы.

Однако в силу того, что материал умеренно подвержен коррозии и может вызвать аллергическую реакцию у пользователя очков, применяют его преимущественно в производстве недорогих оправ. В оправах более высокой ценовой категории могут быть использованы мелкие детали из нейзильбера, которые не соприкасаются с кожей.

Согласно ГОСТ Р 51932-2002 «Оптика офтальмологическая. Оправы корригирующих очков. Общие технические требования и методы испытаний» на шарнирах, винтах и заклепках, изготовленных из нейзильбера, допускается отсутствие защитно-декоративных покрытий. Показатель твердости нейзильбера тем выше, чем больше доля никеля в его составе. (Отметим здесь, что показатель твердости сплавов является важной характеристикой, определяющей возможность их использования в разных конструкциях.)

Они блокируют вредный для глаз сине-фиолетовый спектр световых лучей

Blanka Z. Так же как и сплав марки Bronze 48, этот сплав был разработан специально для оптической промышленности. По сути он представляет собой усовершенствованный вариант нейзильбера. Благодаря большому содержанию никеля сплав характеризуется высокой коррозийной стойкостью, а цинк и олово наделяют его отличными упругими свойствами.

Сегодня этот сплав довольно часто используется в производстве оправ высокой ценовой категории в качестве материала переносицы, заушников и держателей носоупоров. Однако же и он не лишен недостатков. Получение Blanka Z, равно как и других никельсодержащих сплавов, является довольно трудоемким процессом, а следовательно, дорогим. К тому же, имея в своем составе никель, сплав Blanka Z способен вызвать аллергическую реакцию у людей, восприимчивых к данному металлу.

Монель. Этот медно-никелевый сплав также отличается высоким содержанием никеля (примерно 68%), что обуславливает высокую механическую прочность материала и его устойчивость к коррозии. К достоинствам монеля можно отнести и его эластичность, благодаря которой он подходит для изготовления шарнирных соединений, переносицы и ободков оправы.

Это сплав бериллия с медью, в котором доля бериллия составляет от 1 до 2%. Производство данного сплава является довольно проблематичным в силу того, что бериллий токсичен. А вот в готовом сплаве металл химически нейтрален, то есть не вступает в химические реакции и не подвержен коррозии. Производителей оправ бериллиевая бронза привлекает прежде всего своей исключительной механической прочностью, однако, учитывая сложность получения сплава и его высокую стоимость, используется он ими весьма рационально: лишь для изготовления небольших деталей, подверженных повышенной механической нагрузке.

Подытоживая наш разговор о сплавах меди, хотелось бы отметить, что для изготовления недорогих оправ производители сегодня довольно часто используют нейзильбер как материал рамки и оловянную бронзу как материал заушников. Для оправ более высокого качества, а соответственно, и более высокой ценовой категории нередко применяется комбинация монеля и сплава Blanka Z, который, как указывалось выше, подходит для изготовления заушников и переносицы.

Высокопрочный, но при этом достаточно гибкий монель годится также для производства ободков оправ. Мелкие детали даже в дорогих оправах могут быть изготовлены из нейзильбера, который хорошо обрабатывается и великолепно поддается пайке. Те компании, которые производят оправы по технологии «золото на подкладке», нередко используют его и в качестве материала основы.

сферическая или асферическая линза

Что касается оптиков, то для них оправы, выполненные из сплавов меди, интересны в первую очередь своей умеренной ценой и удобством работы с ними. Они поддаются пайке, их ремонт не требует наличия дорогостоящего оборудования. Главный же недостаток оправ из сплавов меди – это высокая подверженность коррозии, которая «открывает двери» для контакта кожи пользователя с никелем – аллергеном номер один среди металлов, используемых в производстве очковых оправ.

Для того чтобы предотвратить этот контакт, производители наносят на поверхность никельсодержащих оправ специальные покрытия. В случае если единственной защитой от никеля служит лакокрасочный слой, велика вероятность того, что со временем мягкий лак изотрется, и ионы никеля смогут свободно проникать в кожу.

Формы оправ

«Авиатор»

«Авиатор» – это, пожалуй, самая главная и самая узнаваемая модель солнцезащитных очков всех времен и народов. Вот уже на протяжении многих десятилетий она занимает первые строчки очкового хит-парада, не давая надолго потеснить себя ни одной другой. Первыми оценить преимущества «авиаторов» с характерными каплевидными линзами (тогда серо-зелеными) смогли летчики военно-воздушных сил США, для которых «авиаторы», собственно, и разрабатывались.

А произошло это в 1930-е годы. Однако исключительно достоянием ВВС США «авиаторы», обеспечивающие максимальный обзор и пропускающие минимум рассеянного света, оставались недолго. Внимание общественности они привлекли сразу после того, как в прессе появились снимки мужественного генерала американской армии Дугласа Мак-Артура, запечатленного в «авиаторах» на одном из Филиппинских островов во время Второй мировой войны.

Впрочем, большая слава «авиаторов» на тот момент была еще впереди. Она лавиной обрушилась на них в 1969 году, после того как в прокат вышел американский кинофильм «Беспечный ездок» (Easy Rider) с Питером Фондой, благодаря которому очки с линзами-каплями стали символом стиля унисекс и приобрели статус культовых.

«Вайфарер»

Первые «вайфареры» – солнцезащитные очки с трапециевидными линзами, ставшие впоследствии золотой классикой очковой моды, – были представлены на рынке в 1952 году. Из актуальных вариантов наиболее близка к первоначальной версии модель RB 2140 марки Ray-Ban, под которой «вайфареры», собственно, и появились на свет.

Когда в 1961 году зритель увидел фильм «Завтрак у Тиффани» (Breakfast at Tiffany’s) с Одри Хепберн в главной роли, солнцезащитные очки формы «вайфарер» вмиг стали популярными. Вообще, по части успеха в кино позавидовать «вайфарерам» могла бы любая голливудская звезда. За свою «кинокарьеру» они «снялись» более чем в ста картинах, в том числе в легендарном фильме «Братья Блюз» (The Blues Brothers), который вышел в прокат в 1980 году.

Черные солнцезащитные «вайфареры» фигурировали в этом фильме с первой и до последней сцены. Главные герои в исполнении Дэна Эйкройда и Джона Белуши не расставались с ними даже ночью, считая их аксессуаром первой необходимости. Похоже, что после просмотра фильма в это уверовали и многие зрители: продажи «вайфареров» в восьмидесятые вновь стремительно пошли вверх.

«Ленноны»

«Леннонами» сегодня принято называть небольшие металлические очки с круглыми световыми проемами. Своим названием они, как нетрудно догадаться, обязаны Джону Леннону – одному из самых известных пользователей круглых очков за всю их историю. В 60–70-е годы прошлого столетия, подражая своему кумиру, многие молодые люди стремились иметь нечто подобное.

Виды покрытий очковых линз

Очки Леннона были, кстати сказать, никелированными. Однако сегодня, говоря о «леннонах», мы имеем в виду в первую очередь их форму, а не материал (так что те, кто страдает аллергией на никель, могут вздохнуть спокойно). После того как в 1980 году лидер ливерпульской четверки, призывавший людей заниматься любовью, а не войной, был убит, круглые очки стали символом мира

и движения хиппи. Скандального музыканта Оззи Осборна, который также оказался неравнодушен к круглым очкам, причислить к «детям цветов», конечно, не получится, однако нельзя не отметить, что благодаря ему круглые очки стали еще и достоянием андеграунда, представители которого именуют очки а-ля Осборн «оззи».

Впрочем, у тех, чье детство пришлось на 1990-е годы, «ленноны» ассоциируются отнюдь не с упомянутыми выше музыкантами, а скорее с юным волшебником Гарри Поттером. Этому персонажу принадлежит немалая заслуга в том, что круглые очки пробрели большую популярность у подростков-очкариков, которые перестали наконец чувствовать себя аутсайдерами.

Очки формы «кошачий глаз» – по нашему глубокому убеждению, самой женственной из когда-либо существовавших – появились на рынке в 50-е годы XX века. Есть мнение, что этот «фасон» придумал сам Кристиан Диор (Christian Dior). Якобы в его модном доме долгое время работала манекенщица – наполовину казашка, наполовину русская.

Зато мы вполне можем говорить о том, что самым известным производителем очков формы «кошачий глаз» в 1950-е годы являлась американская компания Tura

. На этот факт, в частности, указывают авторы вышедшей в 2007 году книги «Только лишь для ваших глаз? Очки от А до Я» – журналисты Алессандра Альбарелло и Франческа Джопполо

, которые, работая в профессиональных оптических изданиях, посвятили изучению истории очков ни один год.

Одними из самых известных очков формы «кошачий глаз», вызывающих ассоциации с эпохой пятидесятых, являются, пожалуй, те, что носила героиня Мэрилин Монро в фильме «Как выйти замуж за миллионера» (How to Marry a Millionaire), который вышел на экраны в 1953 году. Воскресив в памяти очки Полы – экранной героини Монро, иной читатель подумает, что форма модели скорее похожа на «бабочку», чем на «кошачий глаз». Вот очки героини Анук Эме в фильме Федерико Феллини «Сладкая жизнь» (La Dolce Vita; 1959) – это настоящий «кошачий глаз»!

Sirius 6002 C3

Действительно, с «кошачьим глазом» и «бабочкой» порой случается путаница, которую можно объяснить тем, что многие полагают, что это две абсолютно разные формы очков. Аргументируя свою точку зрения, сторонники данной теории говорят о том, что очки «кошачий глаз» повторяют форму глаз «домашней хищницы», их уголки резко устремляются вверх, в то время как очки модели «бабочка» напоминают, соответственно, распахнутые крылья бабочки, отличаясь большей площадью рамки и менее стремительным «характером».

В теории это объяснение кажется вполне логичным, на практике же, учитывая большое разнообразие решений оправ, деление порой вызывает вопросы, так что строго придерживаться его мы бы все-таки не стали. Понятия «кошачий глаз» и «бабочка» довольно часто выступают в качестве синонимичных, что нам нередко случается наблюдать, читая пресс-релизы производителей очков.

«Панто»

Очки формы «панто» (в перевод с греческого panto означает «всё» или «весь») – это очки, обеспечивающие пользователю полный обзор. Этим преимуществом они обязаны своей форме: нижняя часть ободка абсолютно круглая, а верхняя линия более прямая. Их верхняя граница проходит чуть ниже бровей, что не только эстетически привлекательно, но и практично: брови не пачкают линзы.

Очки этой формы появились на рынке в 30-е годы XX века и сразу же полюбились многим интеллектуалам. С началом Второй мировой войны о них, правда, благополучно забыли (как ни крути, но стрелять из окопов все-таки удобнее в очках с большими круглыми световыми проемами), однако с наступлением мирного времени вновь вспомнили.

«Стрекоза»

Огромные, как глаза стрекозы, солнцезащитные очки округлой формы приобрели популярность в конце 60-х – начале 70-х годов прошлого века. Предпосылкой к их появлению стало продвижение на рынок полимерных линз – гораздо более легких, чем изготовленных из минерального стекла.

Одной из главных поклонниц «крупногабаритных» очков того времени была вдова президента США Джона Кеннеди, супруга греческого миллиардера Аристотеля Онассиса Джеки Онассис, по праву считающаяся одной из самых элегантных женщин XX века. Во время поездок на Капри Джекки никогда не расставалась со своими «стрекозами», созданными лично для нее парижским оптиком Робертом Пинтоном

из ацетатцеллюлозного пластика и натурального черепахового панциря. Вскоре после того, как Джеки Онассис появилась в «стрекозах» в обществе, очки подобной формы вошли в коллекции многих производителей, значительно облегчив девушкам задачу выглядеть, как Джеки.

«Клабмастер»

«Клабмастеры», или «броулайнеры» (brow-liners), как их еще называют, – это очки в комбинированной оправе с округлыми световыми проемами. Верхняя часть «клабмастеров» усилена пластиковыми «дугами», создающими эффект двойных бровей.

В Европу мода на «клабмастеры» пришла из Америки. Одним из самых известных их пользователей середины XX века был борец за права темнокожих Малкольм Икс, у которого было сразу несколько очков этого «фасона» разных цветов. С приходом пластиковой революции, благодаря которой рынок наводнился новыми моделями, привлекательность «клабмастеров» как-то померкла.

«Лолита»

Название «Лолита» прилепилось к очкам, выполненным в виде двух сердец, вскоре после того, как в 1962 году в прокат вышел фильм Стэнли Кубрика «Лолита» (Lolita) по одноименному роману Владимира Набокова. Интересно, что ни в самом фильме, ни в книге Лолита очков не носила. Идея надеть их на нее пришла в голову известному американскому фотографу Берту Стерну, который делал рекламные фотографии к фильму.

С легкой руки Стерна очки в форме сердечек у многих стали ассоциироваться в первую очередь с образом набоковской героини и лишь потом с Мадонной, которая также питала слабость к очкам-сердечкам. Именно их суперзвезда шоу-бизнеса выбрала для своего мирового турне 2008–2009 годов под названием Sticky {amp}amp; Sweet.

В нашем XXI веке создать что-то абсолютно новое в дизайне очков, откровенно говоря, вряд ли возможно. Так что, как нам думается, дизайнерам очков не остается ничего иного, как пойти по пути модернизации уже существующих форм. А значит, наши истории непременно будут иметь продолжение.

* Позволим себе напомнить нашим читателям, что впервые очки формы «авиатор» появились на рынке под маркой Ray-Ban (дословно ее название можно перевести как «защита от лучей», «преграда для прохождения лучей»). Производителем этих очков являлась компания Bausch {amp}amp; Lomb.** До Джона Леннона благодаря своему вкладу в дело мира прославился другой владелец круглых никелированных очков – Махатма Ганди, один из самых известных политических деятелей XX века и отец индийской нации.

*** Интересно, что в качестве материала очков Tura использовала анодированный алюминий, идею применения которого заимствовала у производителей авиационной техники.**** Albarello A., Joppolo F. For your eyes, only? Eyewear from A to Z. Modena : Logos, 2007. P. 39.***** Примечательно, что в коллекции компании François Pinton Paris, которой сегодня руководит сын Роберта Пинтона Франсуа Пинтон (Francois Pinton), модель «Джекки O.» присутствует и по сей день.

Оцените статью
Оптика Стиль
Adblock detector