Особенности физического развития детей с нарушениями зрения. Зрение ребенка

Информация

Актуальность

В настоящее время считается окончательно доказанным, что близорукость чаще возникает у лиц с отклонениями в общем состоянии здоровья. По данным Т. С. Смирновой (1976), среди детей, страдающих близорукостью, число практически здоровых в два раза меньше, чем среди всей группы обследованных школьников.

Отмечается связь близорукости с простудными, хроническими и тяжёлыми инфекционными заболеваниями. У близоруких детей чаще, чем у здоровых, встречаются изменения опорно-двигательного аппарата — нарушение осанки, сколиоз, плоскостопие. Это связано с неправильной позой при чтении и письме, а также быстрым утомлением мышц шеи и спины.

https://www.youtube.com/watch?v=ytadvertiseru

Нарушение осанки, в свою очередь, ухудшает состояние внутренних органов и систем, особенно дыхательной и сердечно-сосудистой. Таким образом, существует и прямая, и обратная зависимость между физической активностью ребёнка, его здоровьем, с одной стороны, и развитием близорукости, с другой стороны. Если ребёнок с самых ранних лет много и разнообразно двигается, хорошо закалён, у него реже возникает близорукость даже при наследственной предрасположенности.

Физическая культура, подвижные игры на свежем воздухе, спорт должны занять важное место в комплексе мер по профилактике близорукости и её прогрессирования, поскольку физические упражнения способствуют как общему укреплению организма и активизации его функций, так и повышению работоспособности глазных мышц, укреплению склеры глаза.

Изучение влияния систематических занятий циклическими физическими упражнениями (бег, плавание, ходьба на лыжах) умеренной интенсивности в сочетании с гимнастикой для глаз показало, что у людей с близорукостью средней степени не только повышается общая выносливость, но и значительно улучшается зрение.

Физические упражнения благоприятно влияют на орган зрения детей. Так, было отмечено, что среди школьников в возрасте от 7 до 18 лет, занимающихся спортом, число лиц, страдающих близорукостью, значительно меньше, чем среди школьников, которые не занимаются спортом. С помощью специальных исследований, произведённых Е. И.

Ливадо (1974—1975), было установлено, что снижение общей двигательной активности школьников при повышенной зрительной нагрузке может способствовать развитию близорукости. Физические упражнения общеобразовательного характера, применяемые в сочетании со специальными упражнениями для мышц глаз, оказывают положительное влияние на функции близорукого глаза.

На основании проведённых исследований была разработана методика лечебной физкультуры для школьников и взрослых, страдающих близорукостью, и на практике доказана её эффективность. Занятия специальными упражнениями, рекомендуемые близоруким, можно выполнять самостоятельно в домашних условиях, на природе, во время отдыха, некоторые из них можно включать в комплекс производственной гимнастики.

Необходимо строго следить, чтобы упражнения были подобраны правильно: с учётом возраста, пола, состояния здоровья, физической подготовленности, степени близорукости, состояния глазного дна. Упражнения общеразвивающего характера обязательно необходимо сочетать с гимнастикой для глаз. Для того чтобы рационально, с большей пользой для здоровья заниматься физическими упражнениями, нужно знать и выполнять рекомендации по организации самостоятельных занятий, разработанные для близоруких людей – школьников и студентов, служащих, людей творческого труда, а также тех, чья профессия связана с продолжительной и напряжённой зрительной работой.

Изучить формирование адаптационных резервов орга­низма детей с близорукостью 9-10 лет в условиях применения курса лечебной физической культуры.

Таблица: Изменения показателей ЧСС и АД после стойки на лопатках

* Указана достоверность различий с исходными показателями, показатели с индексом 1 — после упражнения; остальные обозначения — как в табл. 1.

Возраст, лет Показатели
  ЧСС,
уд/мин
АДс,
мм рт. ст.
АДд,
мм рт. ст.
ЧСС1,
уд/мин
АДс1,
мм рт. ст.
АДд1,
мм рт. ст.
4-5 96,0±2,5 95,0 2,8 93,0±2,6 94,0 2,8 60,0±1,9 59,0 1,7 114,0±1,9* 111,0 3,0* 103,0±2,4* 105,0 2,9* 70,0±2,0* 65,0 3,2
5-6 92,1±2,9 85,3 2,1 98,1±1,9 95,8 2,6 58,1±1,8 57,5 1,8 91,6±3,0 89,0 2,4 89,7±2,l* 89,2 1,9 49,7±1,5* 53,3 2,0
7-8 83,0±2,7 84,0±2,9 103,0±2,6 104,0±2,8 64,0±2,1 64,0±1,5 85,0±3,2 83,0±1,9 101,0±2,9 95,0±1,8* 61,0±1,8 60,0±0,2

* Обозначения те же, что и в предыдущей таблице.

Возраст, лет Показатели
  ЧСС,
уд/мин
АДс,
мм рт. ст.
АДд,
мм рт. ст.
ЧСС1,
уд/мин
АДс1,
мм рт. ст.
АДд’,
мм рт. ст.
3-4 89,0±6,2 94,0 3,1 92,0±2,0 94,0 2,8 57,0±3,0 63,0 2,1 99,0±3,2* 103,2 3,4* 103,0±3,1* 97,0 2,9 55,0±2,4 52,0 1,7*
4-5 96,0±3,0 93,4 3,1 95,0±4,5 98,8 2,1 63,0±2,4 56,3 1,8 102,0±2,5* 105,4 3,2* 103,0±4,0 103,8 2,4 58,0±2,1 51,3 1,2*
6-7 92,0±3,0 93,3±2,6 91,0±1,5 99,0±2,3 62,1±1,4 60,0±l,5 95,2±1,8 96,20±2,4 95,4±1,4* 103,0±2,8 68,3±1,6* 66,2±1,8*
8-9 88,5±1,8 89,0±2,4 92,8±1,9 100,5±3,5 57,2±1,3 60,9±1,9 98,7±1,6* 97,5±3,1* 97,5±2,4 101,4±3,9 57,8±2,3 62,5±1,7

пробу Мартинэ, стойку на лопатках, в течение 10-60 с, в зависимости от возраста, и локальное статическое напряжение (на кистевом динамометре со средними нагрузками). Использовали принятые в Целевой программе тесты оценки физического развития (челночный бег, прыжки с места, метание, бег на 30 и 500 м и т.д.

Особенности физического развития детей с нарушениями зрения. Зрение ребенка

Получены оригинальные данные о характере возрастных изменений у здоровых и слабовидящих детей. Так, результаты исследований показали, что у большинства детей 4-5 лет с нарушением зрения (табл. 1) такие показатели физического развития, как наклоны вперед, разгибание туловища и метание (у мальчиков) были выше, чем у здоровых детей.

После приседаний у всех детей отмечено достоверное увеличение ЧСС и в той или иной степени — АД. Реакция сердца на нагрузку с возрастом увеличивалась; у детей 7-10 лет большие изменения показателей после нагрузки выявлялись у слабовидящих, причем у мальчиков — больше, чем у девочек.

После упражнений с общей статической нагрузкой типа стойки на лопатках также выявлялись различия в изменении показателей у детей разного возраста и состояния здоровья (табл. 2). Так, реакции ЧСС у детей младшего возраста были выражены больше, чем у старших. Представляет интерес факт, что отмеченный в той или иной степени рост показателей в начале упражнения у большинства детей уже в конце его выполнения сменялся снижением относительно исходного уровня.

При локальных статических нагрузках с усилием в 1/3 от максимального у детей младшего возраста отмечалось увеличение ЧСС и снижение диастолического АД (АДд), остальные показатели изменялись несущественно. Лишь у детей старше 6 лет были выявлены типичные для локальной работы прессорные реакции, то есть увеличение АДд.

Таким образом, наши данные свидетельствуют, что у слабовидящих детей существуют определенные компенсаторные механизмы, позволяющие сохранять оптимальный уровень физического развития и функций. Однако уже в исследованном возрастном периоде большинство показателей у старших испытуемых в группах слабовидящих были ниже, чем у здоровых, что свидетельствует о снижении функциональных резервов, по-видимому, за счет истощения механизмов адаптации.

Как показывают данные, у детей раннего возраста снижение зрительной афферентации приводит к дефициту корковых механизмов таламо-кортикальной системы генерации a-ритмов, при преимущественном нарушении источников a 2-ритма. Отмечается также высокая пластичность мозга детей даже с грубым ограничением зрительного опыта при проведении определенных занятий.

Анализ суммы очков по рекомендациям программы “Президентские состязания” показал, что у детей дошкольного возраста в отличие от школьников эти цифры в основном были ниже средних, что сочеталось и со значительно меньшим объемом у них физических нагрузок различного характера. Полученные данные составили основу научных рекомендаций по разработке коррекционных оздоровительных программ для детей с нарушением зрения, учитывающих рекомендации по использованию таких нетрадиционных упражнений Хатха-йоги, как стойка на лопатках.

анализатора.

Анатомия глаза

Большей частью своих структурных элементов, за исключением круглой формы, глаз сходен с фотокамерой старого образца, причем веко соответствует в нем затвору (рис. 1). Глаз имеет регулируемую диафрагму радужную оболочку,
или радужку
(рис. 1 и 2). Ее отверстие открывается и закрывается автоматически в зависимости от количества падающего света;

этим свойством обладают многие современные фотокамеры. В глазу имеется также линза, хрусталик
(рис. 1); он состоит из видоизмененных прозрачных эпителиальных клеток, и поэтому он эластичнее стеклянной линзы фотокамеры. Это свойство дает преимущество, ибо хрусталик подве­шен так, что активность мышц может изменять его форму и тем самым менять его фокусное расстояние.

Поэтому глазу нет надобности укорачиваться или удлиняться при фокусировании предметов, находящихся на разном отдалении, как приходится поступать в фотокамере с жесткой линзой, фиксируемой в определенном положении. В глазу задней и боковым стенкам фотоаппарата соответствует плотная оболочка из соединительной ткани, склера.

Эквивалентом светочувствительной пленки, применяемой в фотокамере, в глазу служит оболочка из живых кле­ток нервного происхождения, сетчат­ка,
которая выстилает не только за­днюю, но и боковые стенки глаза. И наконец, как в фотокамере краской зачерняют ее внутренние поверхности, чтобы они не могли отражать свет, подобным же образом в глазу между сетчаткой и склерой, а также на других участках, где это может оказаться по­лезным, обильно распределен черный пигмент.

Общее строение глаза.

Глаз имеет почти круглую форму около 2,5 см в диаметре. Он находится в передней части костной глазницы, или орбиты; между глазом и костной стенкой глазницы лежат жир, соединительная ткань, связки, мышцы и железа, вырабатывающая слезную жидкость. Глаз подвешен на связках, причем произвольные мышцы, находящиеся в глазнице (но вне глаза), двигают его таким образом, что он может смотреть вверх и вниз и из стороны в сторону.

При описании глаза следует начать со строения его стенки, затем его внутренности (которую составляют преломляющие среды)
и наконец его вспомогательных структур:
век, слезных желез, протоков и т. д.

Стенка глаза состоит из трех слоев ,
которые называются: 1) опорный,
2) средний
и 3) сетчатый
(рис. 2). Не во всех частях стенки глаза присут­ствуют все три слоя.

Опорный слой
состоит в основном из плотной соединительной ткани. Почти во всем глазу она называется склерой (от греч. склерос-
твердый) (рис. 2). Склера имеет белую окраску, видимая ее часть образует «белок» глаза (см. рис. 2). Часть опорного слоя, по­крывающая центральный участок переднего отдела глаза, слегка выпуклая и прозрачная;

https://www.youtube.com/watch?v=ytcreatorsru

Средний слой
глазной стенки часто называется увеальным
(от лат. uva-ви­ноград) слоем, или трактом, потому что, обнажившийся после удаления склеры, он похож на кожицу темного винограда тем, что пигментирован и окружает желеобразное содержимое глаза. Средний слой сильно васкуляри-зирован; поэтому его называют также сосудистой оболочкой
глаза.

На рис. 2, Б
видно, что средний слой лежит на внутренней поверхности опорного слоя. В двух задних третях глаза он состоит только из тонкой оболочки; этот тонкий задний участок называется сосудистой оболочкой
(chorioidea). Кроме того, на том же рисунке можно видеть, что ближе к передней части глаза средний слой утолщается и образует так называемое цилиарное тело.

В виде утолщенной кромки ткани оно окружает переднюю часть глаза. Отсюда внутрь идут так называемые цилиарные отростки
(рис. 2, Б).
Средний слой глаза продолжается вперед и составляет радужную оболочку,
или радужку
(диафрагму глаза).Радужка-это пигментированная часть глаза, которую можно видеть сквозь роговицу;

в зависимости от того, какой пигмент она содержит, глаза представляются синими, карими или какого-либо другого цвета. Пигмент в изобилии содержится во всех частях среднего слоя; это способствует светонепроницаемости стенки глаза и снижает отражение. В среднем слое проходят кровеносные сосуды, а его передняя часть содержит гладкую мышцу.

Гладкая мышца радужки регулирует диаметр отверстия глаза – его зрачка
(см. рис. 12). Гладкая мышца ресничного тела меняет напряжение ресничного пояска
(иногда называемого цинновой связкой
хрусталика), но не таким способом, какой можно было бы ожидать на первый взгляд, т.е. ее сокращение не тянет волокна, на которых подвешен хрусталик, а ослабляет их напряжение, как будет описано ниже.

Рис. 1
. Схема, иллюстрирующая сходство между глазом и фотокамерой старого образца. 1 -затвор, ,2-диафрагма, 3-линза, 4-опорная структура, 5-светочувствительная пленка, 6-зачерненная поверх­ность, 7-веко, 5-радужка, 9-хрусталик, 10-склера, 11-сетчатка, 12-сосудистая оболочка.

Особенности физического развития детей с нарушениями зрения. Зрение ребенка

Так глаз аккомодирует свой фокус на ближние предметы. Следовательно, мышца ресничного тела является важным фактором в механизме аккомодации.

Положение сетчатой оболочки,
или сетчатки,
показано на рис. 2, В.
Она состоит из двух, слоев: один, выстилающий среднюю оболочку глаза, пигментирован; второй, который в свою очередь выстилает пигментный слой, состоит из нервной ткани 1. Последняя не заходит на переднюю часть глаза (рис. 2, В),
так как здесь свет не мог бы фокусироваться на ней.

В зрительной части сетчатки содержатся специальные нервные клетки, образующие так называемые палочки
и колбочки;
это фоторецепторы.
Кроме того, в сетчатке находятся тела многих вставочных нейронов и ганглиозных клеток, а также множество нервных волокон. Большинство этих последних сходится в том месте, где зрительный нерв выходит из глаза через склеру (рис.2, В).

Рис. 2
. Схема стенки глаза.

1-роговица, 2-склера, 3-оболочка нерва, 4-радужка, 5-цилиарное тело, (6-цилиарные отростки, 7-сосудистаяоболочка (choroid), 8-собственно сетчатка, 9-наружный пигментный слой.

Преломляющие среды глаза.

1. Вещество роговицы
(рис. 3);

2. Пространство между роговицей и хрусталиком, так называемая передняя камера
глаза (рис. 3); оно наполнено жидкостью, носящей название водянистой влаги;

3. Хрусталик
(рис. 3);

4. Прозрачное студенистое вещество, стекловидное тело,
которое заполняет внутренность глаза за хрусталиком (рис. 3).

Проходя наклонно из вещества с одним показателем преломления в вещество с другим показателем, световой луч отклоняется. Роговица изогнута, и разница между показателями преломления у роговицы и воздуха больше, чем у любых других сред, через которые свет затем последовательно проходит на пути к сетчатке.

Поэтому в отношении преломляющегося света изогнутая передняя поверхность роговицы имеет очень большое значение. Но у хрусталика показатель преломления лишь немногим больше, чем у водянистой влаги перед ним и чем у стекловидного тела позади него. Исключительное значение хрусталика состоитв том, что, поскольку он эластичен, его фокусное расстояние может меняться благодаря сокращению мышц, прикрепленных к волокнам цинновой связи (ресничного пояска), на которых он подвешен; это делает возможной резкую фокусировку света, падающего от предметов, находящихся на разных расстояниях.

Хрусталик
представляет собой прозрачное тело, имеющее форму чечевицы или двояковыпуклой линзы. При помощи круговой (цинновой) связки он подвешен к отросткам ресничного тела. Хрусталик участвует в преломлении световых лучей и в акте аккомодации. За хрусталиком находится стекловидное тело. Оно занимает основную часть полости глазного яблока. Это прозрачная студнеобразная масса, содержащая 98% воды.

Стекловидное тело
участвует в преломлении световых лучей, а также поддерживает тонус и форму глазного яблока.

Пройдя через стекловидное тело и достигнув сетчатки, свет не сразу попадает на фоторецепторы, так как они лежат в глубине, где непосредственно примыкают к пигментному слою сетчатки.
Чтобы достичь фоторецепторов, свет должен сначала пройти через слой нервных волокон и нервных клеток во внутренних частях сетчатки (частях, прилежавших к стекловидному телу).

Затем, когда свет дойдет до фоторецепторов сетчатки и подействует на них, нервные импульсы, вызванные световым стимулом, должны пройти в обратном направлении через нервные волокна и тела нервных клеток к стекловидному телу. Здесь в ближайшем к нему слое сетчатки импульсы проводятся нервными волокнами, идущими к месту выхода зрительного нерва, по которому они достигают головного мозга (см. рис.4).

Рис.3.
Схема глаза в продольном разрезе.
1 наружная мышца, 2-передняя цилиарная артерия, 3-цилиарное тело, 4-задняя камера, 5-радужка, 6-передняя камера, 7-шлеммов канал, 8-гребешковая связка, 9 – склеральная шпора, 10-цилиарная мышца, 11-вортексная вена, 12-сетчатка, 13-задние цилиарные артерии, 14-желтое пятно, 15-решетчатая пластинка склеры, 16-центральные сосуды сетчатки, 17-зрительный нерв, 18-мягкая мозговая оболочка, 19-паутинная оболочка, 20-твердая мозговая оболочка, 21-слоя нервных клеток, 22 – пигментный слой, 23 – сосудистая оболочка, 24-склера, 25-роговица, 26-хрусталик, 27-стекловидное тело, 23-канал Клоке.

Внутренняя пограничная мембрана

Слой волокон зрительного нерва

https://www.youtube.com/watch?v=upload

Слой ганглиозных клеток

Внутренний сетчатый слой

Внутренний ядерный слой (биполярные клетки)

Наружный сетчатый слой

Наружный ядерный слой

Особенности физического развития детей с нарушениями зрения. Зрение ребенка

Наружная пограничная мембрана

Слой палочек и колбочек

Пигментный слой

Рис. 4.
Схема слоев сетчатки.

Соотношение структуры и функции в сетчатке

Рецепторная роль палочек и колбочек. Более 100 лет назад немецкий анатом Шульц (Schultz) показал, что сетчатка некоторых ночных животных содержит только палочки, а в сетчатке животных, активных в дневное время, содержатся преимущественно колбочки. Отсюда он сделал вывод, что палочки приспособлены к деятельности в сумерках или в полной темноте, а колбочки к активности при ярком свете.

Шульц предположил даже, что благодаря колбочкам осуществляется цветовое зрение. Как его вывод, так и это предположение оказались правильными. Так, например, у кошек сетчатка содержит только палочки, и хотя они хорошо видят в сумерках, но видят все черно-белым; птицы же обладают колбочками и цветовым зрением.

1.4. Цель, задачи и средства ЛФК для детей с ослабленным зрением

Развитие физических качеств детей младшего возраста протекает не­равномерно, скачкообразно. Знание этих особенностей позволяет целенаправ­ленно воздействовать на их развитие средствами физического воспитания. По данным исследования А.В. Склярова, в возрасте 7-10 лет наблюдается усилен­ный рост ребенка.

Особенности физического развития детей с нарушениями зрения. Зрение ребенка

В 11-13 лет – замедление роста и его стабилизация, в 14-17 лет – снижение достигнутого уровня. Задачи воспитания: в период усиленного роста детей развивать двигательные навыки, а когда навыки стабилизируются или показатели их снижаются, поддержать достигнутый уровень развития. Младший школьный возраст (7-10 лет) характеризуется некоторым замедлени­ем роста тела в длину (2-4 см в год) и усилением общего развития организма;

вес тела увеличивается на 2-4 кг в год, окружность грудной клетки – на 2-4 см. Физиологи называют этот возрастной отрезок “периодом округления”. В этот период значительно увеличиваются мышцы, благодаря чему возрастает их сила, повышается рабочая мощность сердца и легких, однако до окончательного развития этих органов еще далеко.

Мышца сердца не обладает достаточной силой, регуляторные механизмы сердечнососудистой системы находятся в стадии ста­новления. Физическая нагрузка вызывает значительное повышение пульса: 90-100 ударов в минуту в покое, 140-170 ударов при выполнении упражнений. Частота дыхания у младших школьников повышена до 20-22 раз в мин.

По­верхностное дыхание – одна из отличительных черт работы дыхательной систе­мы младших школьников. У детей этого возраста кровь насыщается кислоро­дом хуже, чем у взрослого. Можно представить себе, каким трудным испыта­нием для организма ребёнка является работа на выносливость – длительная ин­тенсивная мышечная нагрузка.

https://www.youtube.com/watch?v=ytcopyrightru

У детей больше, чем у взрослых, расход энер­гии при выполнении одной и той же мышечной работы. Поэтому дети относи­тельно быстро устают и дольше восстанавливаются. По данным С.Ф. Годунова (1968), основное увеличение сводов стопы происходит в 6-8 лет и к 10-12 годам она становится сравнительно стабильной.

У детей младшего школьного воз­раста отлично развивается гибкость, что объясняется большим количеством хрящевой ткани в межкостных соединениях. Этим следует воспользоваться. С другой стороны, пластичность детского скелета требует осторожности в ис­пользовании силовых упражнений; целесообразно уделять больше внимания формированию правильной осанки.

Особенности физического развития детей с нарушениями зрения. Зрение ребенка

Изгибы позвоночника у детей в этом воз­расте ещё в стадии формирования. Неправильное положение тела, головы из­меняет кривизну позвоночника и может привести к нарушениям осанки. Жела­тельно избегать в занятиях больших нагрузок на позвоночник, при которых на него оказывается вертикальное давление (подъем штанги, тяжести и т.д.).

В младшем школьном возрасте заканчивается формирование отделов головного мозга, управляющих движениями. Ребенок становится способным выполнять довольно сложные по координации движения. Для этого возраста характерна большая потребность в активной двигательной деятельности. Движение явля­ется основным стимулятором процесса роста, развития и формирования орга­низма.

Функция движения стимулирует активную деятельность всех систем ор­ганизма, поддерживает и развивает их, корректирует и компенсирует, способствует повышению общей работоспособности организма. Движения доставля­ют детям удовольствие, они стремятся использовать любую возможность, что­бы побегать, покричать.

В младшем школьном возрасте развиваются мышечно-двигательные ощущения, улучшается зрительный и осязательный контроль за выполнением движений. Совершенствуется координация между зрительными ощущениями и выполнением движений. Ребенка нужно научить прослеживать движение в пространстве. Особенность восприятия младших школьников – в зависимости от степени поражения зрительных функций – на­рушена целостность восприятия, отмечается избирательность восприятия, ко­торая ограничивается узким кругом интересов. А.Г.

Литвак отмечает, что при патологии зрения затрудняется образование временных нервных связей между мозговыми центрами зрительного и других анализаторов. При тотальной сле­поте большая часть предметов, объектов, явлений не может быть адекватно воспринята визуально. В связи с этим доминирующее положение занимают слуховое и осязательное восприятие.

Однако следует отметить, что приоритет тому или другому виду восприятия отводится в зависимости от характера дея­тельности, в которой принимает участие индивид. В младшем школьном воз­расте усиливается роль слова в восприятии элементов и движений; слова для незрячих детей служат ориентиром, они могут привлекать внимание учащихся.

Учитывая эти особенности, при показе движений учителю следует опираться на объяснение, предлагать выполнять упражнения по словесному описанию, вво­дить специальные термины. Слово, по определению И.П. Павлова, для человека – такой же условный раздражитель, как и все остальные, но вместе с тем такой всеобъемлющий, как никакие другие.

Объем внимания у млад­ших школьников мал. Они способны одновременно воспринимать одно-два движения или не связанные между собой элементы движений. Внимание часто переключается на второстепенные объекты. Рассеянность детей нередко объясняется переутомлением. Много затруднений возникает у них в ориенти­ровании в пространстве спортзала, школы и т.д.

Особенности физического развития детей с нарушениями зрения. Зрение ребенка

Младшие школьники со сниженным зрением часто путают правую и левую стороны. Поэтому преподавателю нужно терпе­ливо и систематически тренировать детей, развивая у них пространственную память и воображение. Особое внимание сле­дует уделять школьникам 1-4-х классов, у которых в этот период глаза приспо­сабливаются к возрастающей зрительной нагрузке и вместе с тем резко снижа­ется двигательная активность.

Этот период – один из самых эффективных для формирования у школьников привычки к систематическим занятиям физиче­скими упражнениями. Это время привития навыка правильной осанки для раз­вития многих физических качеств: координации движений, силы, выносливо­сти, гибкости, пространственных представлений.

Как известно из публикаций М.И. Земцовой, Л.И. Солнцевой, Л.А. Семенова и др., тяжелый зрительный де­фект ещё в ранний период жизйи ребенка снижает у него не только познава­тельную, но и двигательную активность; приводит к тому, что ребенок значительно позднее, чем нормально видящий сверстник, принимает вертикальное положение при ходьбе, при естественной стойке часто отмечается неправиль­ное положение стоп.

Анализ специальной методической литературы дает осно­вание отметить, что уровень физического развития и физической подготовлен­ности детей с депривацией зрения значительно отстает от нормальновидящих сверстников. Отставание в весе (от 3 до 5%), росте (от 5 до 13 см), в показате­лях окружности грудной клетки у детей младшего и среднего школьного воз­раста составляет у слабовидящих до 4,7 см.

Заметное отставание от нормы от­мечается и в развитии жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Исследования И.И. Шмелькова (1981), Р.Н. Азаряна (1989), наши исследования 1997 года показы­вают, что у детей 10-12 лет с нарушением зрения ЖЕЛ = 1.600 куб. см., а у нормально видящих-1.800 куб. см. Мышечная сила (кистевая) у детей с нарушением зрения по сравнению с нормой слабо развита.

По данным ряда авторов (цит. по Р.Н. Азаряну) у слабовидящих школьников показатели кистевой дина­мометрии ниже на 28,1 %, чем у нормально видящих сверстников; в показате­лях гибкости они уступают нормально видящим в среднем на 12-15 %. Б.В. Сермеев (1984) и Л.Ф. Касаткин (1967, 1970) указывают на очень низкое разви­тие мышечной силы у девушек. Показатели кистевой силы на 28,1 % ниже, чем у зрячих школьников.

По данным Е.И. Ливадо, А.К. Акимовой и А.А. Габриеляна, Р.Н. Азаряна (1989) у слепых и слабовидящих школьников плоскостопие встречается от 30 до 53,8 %. В связи с трудностями подражания и овладения пространственными представлениями нарушается правильная поза при ходьбе, беге, в свободном движении, в подвижных играх.

Поза детей с остаточным зре­нием при чтении и письме с низко опущенной головой, монозрение, нарушение бинокулярного зрения отрицательно влияют на развитие дыхательной сис­темы, опорно-двигательного аппарата, ведут к кривошее, к сколиозам, остео­хондрозам в шейном отделе и другим нарушениям. По нашим данным (иссле­дования 1998г.

) у 79% слепых и слабовидящих детей Санкт-Петербургской школы отмечаются различные нарушения осанки и сколиозы. Наличие первичного дефекта не говорит о том, что у аномального ребенка должен развиться вторичный де­фект. Это зависит от социальных условий развития ребенка и от многих других факторов, описанных выше.

Все вышесказанное и наш опыт привели нас к пониманию причин возникновения вторичных отклонений в физическом развитии детей с глубокой патологией зрения, которые можно разделить на две группы. Первая группа:
– Наличие сопутствующих заболеваний (ЗПР, ДЦП, нарушение эмоционально-волевой сферы, соматические заболевания и прочие);

https://www.youtube.com/watch?v=https:accounts.google.comServiceLogin

– Небольшой запас предыду­щего сенсорного восприятия, полученного в дошкольном периоде; – подвер­женность детей-инвалидов по зрению факторам гиподинамии и гипокинезии. В связи с этим данная категория детей находится в вынужденных условиях дефи­цита двигательной активности; – отсутствие мотива к формированию правиль­ной осанки, позы, двигательных навыков, умений;

Целью ЛФК является обеспечение с помощью специальной методики ЛФК всестороннего и полноценного развития слабовидящего школьника путем восстановления и совершенствования его физических и пси­хофизических способностей.

Выводы

  1. В период 4-10 лет у слабовидящих детей отдельные показатели физического развития и функционального состояния имеют более высокие значения, чем у здоровых сверстников.
  2. Реакция ЧСС и АД на стандартные физические нагрузки с возрастом неравномерно увеличивается.
  3. Прессорная реакция на локальные статические напряжения в исследуемые возрастные периоды проявляется у детей старше 6 лет.
  4. Во время выполнения стойки на лопатках у всех испытуемых отмечается кратковременное повышение ЧСС (до 15 уд/мин) и АД (до 10 мм рт. ст.), с последующим их снижением в конце упражнения.
  5. Судя по реакции на нагрузку, изученные физические упражнения можно использовать в физкультурно-оздоровительных программах у здоровых и слабовидящих детей 4-10-летнего возраста.
Литература
  1. Алферова-Попова Т.В., Пястолова Н.Б. Адаптационные реакции сердца на локальную работу мышц у дошкольников //Физиология человека, 1996, т. 22, № 5, с. 118-120.
  2. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М., 1982.
  3. Виноградов П.А., Жолдак В.И. и др. Основы физической культуры. Ч. 4. Челябинск, 1997. — 80 с.
  4. Григорьева Л.П. Роль перцептивного обучения в преодолении последствий длительной депривации у детей с низким зрением //Физиология человека, 1996, т. 22, № 5, с. 85.
  5. Калюжна Р.А. Актуальные вопросы возрастной кардиологии //Вопросы физиологии сердечно-сосудистой системы школьников. М., 1980, с. 1-18.
  6. Мотылянска Р.Е., Якубовская А.Р. Антистрессовая пластическая гимнастика //Теория и практика физической культуры, 1991, № 5, с. 10-15.
  7. Толстова В.А., Котелов Ю.М. Зависимость эквивалентных источников разных поддиапазонов a-ритма от состояния зрительной системы у детей 8-10 лет //Физиология человека, 1996, т. 22, № 5, с. 13.

1.5. Принципы и методические рекомендации коррекции вторичных отклонении у детей с ослабленным зрением.

1. Индивидуализация в методике и дозировке физических упражнений в зависимости от первичного дефекта и вторичных отклонений в развитии.

2. Системность воздействия с обеспечением определенного подбора упражнений (с учетом состояния зрения и возможности использования остаточного зрения) и последовательности их применения.

3. Регулярность воздействия. Регулярное применение физических упражнений обеспечивает развитие функциональных возможностей организма, приобретение необходимого запаса представлений о предмете, движении или упражнении у слепых и слабовидящих детей. Эти образы в дальнейшем становятся основой для формирования понятий. Установлено, что сохранность представлений зависит от остроты зрения.

4. Длительность применения физических упражнений. Коррекция нарушенных функций и основных систем организма возможна только при длительном и упорном повторении физических упражнений. Имеются многочисленные факты, свидетельствующие, что образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкреплений обнаруживают тенден­цию к распаду.

Даже небольшие промежутки времени (1-3 месяца) отрицатель­но сказываются на их представлениях (А.Г. Литвак, 1985). Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством по­вторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их поня­тий, о которых незрячие могут получить только вербальные знания.

5. Нарастание физической нагрузки в течение учебного года. Необходимо учесть, что у многих детей в каникулярный период наблюдается снижение двигательной ак­тивности.

6. Разнообразие и новизна в подборе и применении физических уп­ражнений (10-15 % упражнений обновляются, а 85-90 % повторяются, для за­крепления ранее приобретенных умений и навыков) учитывая, что запоминание у слабовидящих точных и простых движений требует 8-10 повторений, в то время как у нормально видящих сверстников -6-8 повторений.

7. Соблюдение цикличности. Чередование выполнения физических уп­ражнений с отдыхом (упражнения для глаз, упражнения на обучение правиль­ному дыханию, релаксация, сюжетно-ролевые игры и т.д.). Этот принцип необ­ходим для предупреждения и профилактики пере утомления. Нужно помнить, что у детей с патологией зрения утомление наступает быстрее, чем у нормально видящих сверстников.

8. Всестороннее воздействие с целью совершенствования нейрогуморального механизма регуляции и развития адаптации организма.

9. Учет возрастных особенностей (функциональных, физиологических, развитие мышечного аппарата глаза) детей младшего школьного возраста, а также учет специфических особенностей развития ребенка со зрительной недостаточностью.

Специфическое развитие ребенка с нарушением функционально-зрительного анализатора, проходит на фоне активизации защитных средств и мобилизации резервных ресурсов. В связи с этим специальное обучение двигательным действиям детей с патологией зрения открывает широкие возможности развития двигательных качеств.

Известно, что развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от обучения. К условиям, определяющим специфику методов обучения двигательным действиям детей с нарушениями зрения, относят особенно-различных сторон физического развития: возраст ребенка, время возникновения дефекта (сохранились ли зрительные представления), особенность индивидуального развития, система требований, которые предъявляются к ребенку на данном этапе его жизни.

Совокупность перечисленных условий и определяет специфику видов обучения двигательным навыкам детей с депривацией зрения. Специфика методов обучения основана на тифлопедагогических принципах: дифференцированное обучение, коррекционная направленность, компенсация с учетом целей и задач урока. В работе со слепыми и слабовидящими детьми используются все методы обучения, признанные в общей педагогике, однако, учитывая особенности детей с нарушениями зрения, есть некоторые различия в приёмах применения, обусловленные состоянием зрения.

Они различны и изменяются в зависимости от физических возможностей ребёнка, запаса знаний и умений, наличия предыдущего зрительного опыта, навыка пространственной ориентировки, умения пользоваться остаточным зрением. Внимательного отношения требует состояние умственного развития ребёнка. Соблюдая принцип компенсаторной направленности, на основе сен­сорного развития в процессе обучения двигательным действиям используется взаимодействие методов и приемов обучения.

Ведущее значение приобретают словесные методы обучения. Наиболее распространенным является метод объ­яснения, благодаря которому ученик должен осознать и представить себе дви­гательный образ. Особенность использования этого метода при работе со слепыми состоит в том, что при описании и повествовании учитель не только со­общает ученикам предлагаемый материал, но и дает живые образы (осязатель­ные, слуховые, обонятельные, зрительные), пространственные представления о предметах и действиях.

Например, ориентирование по словесному описанию характерных свойств и признаков предметов (звуки, запахи, температура воз­духа, характер поверхности и т.д.). Чтобы создать у детей с нарушениями зре­ния полноценное восприятие учебного материала, учителю следует чаще использовать демонстрацию двигательных действий и спортивного инвентаря.

Своевременно предоставленная возможность обследования предметов и прав ильное сочетание словесных объяснений с демонстрацией создают возмож­ность для накопления конкретных представлений о предметах и действиях. Метод показа, или как его называют “контактный” метод используют, когда ученик не понимает движения или составил о нем неправильное представление.

Контактный метод включает в себя пассивный метод показа и активный. Пассивный – это когда учитель, взяв руки ученика,- выполняет движение вместе с ним. Активный, – когда ребёнок осязает положение частей тела партнера или учителя при выполнении им какого-либо движения. Показ может быть демонстративным, когда движение выполняет ученик, а остальные знакомятся с этим движением с помощью осязания.

Также используется метод мышечно-двигательного чувства. Преподаватель направляет внимание ученика на ощущение, возникающее в мышцах, суставах, связках, при выполнении двигательных действий. Например, предложить ученику побегать за лидером, догнать е го. Следует обратить вни­мание ученика на работу рук, ног, прочувствовать мышечное ощущение.

А за­тем предложить ученику бежать самостоятельно, стараясь воспроизвести те же мышечные усилия, которые он ощущал при беге за лидером. Можно пользоваться методом звукового показа, когда учитель акцентирует внимание ученика на сознательно подчеркнутые звуком характер, скорость, ритм, темп, мягкость или резкость выполняемого упражнения.

Особенности физического развития детей с нарушениями зрения. Зрение ребенка

Например, прыжок с разбега в длину. Вслушиваясь в звуки, которые сопровождают прыгуна, можно услышать его довольно звучный бег в начале, затем замедление и нарастающий звук при толчке. По длительности полета (отсутствие звука), учитывая время полёт а от толчка до приземления, дети приблизительно могут определить длину прыжка.

Регулярное прослушивание ребятами себя и своих товарищей при выполнении различных упражнений полезно для развития слухового анализатора. Метод дистанционного управления – это когда учитель управляет действиями ученика с расстояния, посредством следующих команд: “поверни направо”, “поверни налево”, “иди вперед”, “3 шага вперед, вправо, влево и т.д.

” Метод стимулиро­вания двигательной активности. Отсутствие ярких зрительных представлений обедняет эмоциональную жизнь детей с патологией зрения, снижает их позна­вательную и двигательную активность. При правильном руководстве аномаль­ные дети овладеваю т различными двигательными навыками и умениями, у них формируются морально-волевые качества – смелость, уверенность в своих си­лах.

– Учебная деятельность школьников с нарушениями зрения основывается на сочетании методов обучения. – Восприятие учебного материала незрячими осуществляется преимущественно осязательно-слуховым способом, слабовидящими – зрительно-слуховым. – При подборе методов обучения учитывается их коррекционно-компенсаторное значение, возраст ребёнка, время возникновения дефекта (сохранились ли зрительные представления).

– Исполь­зование индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ребёнку. – Используя метод объяснения, следует помнить, что основное место отводится рассуждению, благодаря которому ученик должен осознать и представить себе правильный двигательный образ. – Используя звуковой метод, следует помнить, что звуковые сигналы заменяют зрительные восприятия.

https://www.youtube.com/watch?v=ytpressru

Источник звука уста­навливается на уровне лица занимающегося, ввиду того, что на этой высоте он наиболее хорошо воспринимается. – При изготовлении наглядных пособий и их использовании необходимо учитывать требования, предъявляемые в тифлопе­дагогике к методу наглядности (описаны выше). – При выборе метода обуче­ния учитывается необходимость воспитания активности, самостоятельности, переноса в повседневную жизнь сформированных навыков правильной осанки, позы, движений и т.д.

– Следует умышленно создавать благоприятные условия для компенсации и коррекции двигательных функций, создавать ситуации за­нимательности, успеха, подчеркивать достижения ребенка, а ошибки обсуждать наедине. Создавать ситуации для творческого самовыражения ребенка в игре. Использовать методы обучения, которые будут способствовать формированию адекватной самооценки школьных успехов.

– Программировать физическую активность (занятия по программам, улучшающим двигательную активность), что увеличит возможность социальных и эмоциональных контактов незрячих и слабовидящих детей. Следует отметить, что в обучении слепых и слабовидя­щих детей двигательным действиям крайне редко применяется какой-либо один метод, обычно используется сочетание нескольких взаимно дополняющих ме­тодов, которые определяются целями и задачами урока.

физического развития детей 9-10 лет.

Для оценки эффективности реабилитационных мероприятий было проведено обследование пациентов контрольной и экспериментальной групп в начале и конце эксперимента. Субъективные и объективные показатели в контрольной группе качественно мало отличались от основной группы наблюдаемых.

1. Субъективные проявления.

2. Динамика развития двигательных качеств

3. Показатели физического развития

4. Функциональные показатели кардиореспираторной системы.

Следует отметить, что длина тела в период 9-10 лет у мальчиков в различных группах имеет различную динамику прироста Нами установлено, что по результатам эксперимента более высокие значения длины тела определяются в основной группе мальчиков в конце эксперимента. Сравни­тельная оценка показателей длины тела показывает, что в 9 лет у мальчиков основной группы рассматриваемая величина на 1-2 см больше, чем в кон­трольной группе.

Динамика развития двигательных качеств у детей с близорукостью – мальчиков 9-10 лет контрольной группы (М±m)

Таблица 1.

Тест

В начале эксперимента

(сентябрь 2006)

В конце эксперимента

(март 2007)

Тест на скорость, с

Бег на 30 м

Р{amp}gt;0,05;

Тест на силу, кол-во

подтягиваний

Р{amp}gt;0,05;

Тест на скоростносиловые качества, прыжок в длину, м
Р{amp}gt;0,05;
Подвижность позвоночника, см
Р{amp}gt;0,05;

Динамика развития двигательных качеств у детей с близорукостью

мальчиков 9-10 лет контрольной группы (М±m)

Таблица 2

Антропометрические показатели тела мальчиков 9-10 лет

контрольнойгруппы (М±m)

Таблица 3

В начале эксперимента

(сентябрь 2006)

В конце эксперимента

(март 2007)

Длина тела, см 130,41±0,79 131,56±0,69
Р{amp}gt;0,05;
Масса тела, кг 28,96±0,45 29,51 ±0,48

Р{amp}gt;0,05;

{amp}lt;0,05;Р,.4
-нет

Длина туловища, см 37,54±0,63 38,66±0,75
Р{amp}gt;0,05;
Длина руки, см 56,86±0,38 57,28±0,43
Р{amp}gt;0,05;
Длина ноги, см 69,12±0,63 70,81±0,59
Р{amp}gt;0,05;

https://www.youtube.com/watch?v=ytpolicyandsafetyru

Антропометрические показатели тела мальчиков 9-10 лет

основной группы (М±m)

Таблица 4

В начале эксперимента

(сентябрь 2006)

В конце эксперимента

(март 2007)

Длина тела, см 130,12±0,89 133,68±0,96
Р{amp}gt;0,05;
Масса тела, кг 28,56±0,46 30,46±0,45
Р{amp}lt;0,05;
Длина туловища, см 37,91 ±0,64 39,61±0,81
Р{amp}gt;0,05;
Длина руки, см 56,12±0,48 57,64±0,52

Р{amp}gt;0,05

-3. 1-4. 2-3. 3-4 “Нет

Длина ноги, см 68,84±0,49 70,81±0,61

Р{amp}gt;0,05

Показатели массы тела также имеют возрастную из­менчивость. По результатам исследования наибольшие значения массы тела определяются среди предста­вителей основной группы, тогда как самые низкие цифры рассматривае­мого показателя выявляются среди мальчиков контрольной группы. Наши исследования показывают, что у детей основной груп­пы к 9-10 годам прирост массы тела характеризуется максимальными годовыми прибавками.

Значитель­ная величина годовых прибавок в основных морфометрических показателях (длина и масса тела) у мальчиков основной группы определена стимулирую­щим влиянием продолжительного применения комплекса лечебной гимнастики.

Если антропометрические исследования характеризуют структурные изменения в организме, то физиометрические показатели в большей степени отражают функциональное состояние отдельных органов и систем (Баранов А.А., Щеплягина Л.А.,2000; Гребнева Н.Н., Кривощеков С.Г., Загайнова А.Б., 2001). Физиометрические показатели организма мальчиков 9-10 лет представлены в таблице 3-4.

Физиометрические показатели организма мальчиков 9-10 лет

контрольной группы (М±т)

Таблица 5

Показатели

В начале эксперимента

(сентябрь 2004)

В конце эксперимента

(апрель 2005)

ЧСС, уд/мин 88,41 ±0,44 86,81±0,43

Р{amp}gt;0,05

-2. |-з{amp}lt;0,05; Р ,.4
.2-з. 2-4. м-нет

АДС, мм.рт.ст.

96,32±0,84

98,56±0,86

100,38±0,89

Р{amp}lt;0,05;

-з.1-4,2-4{amp}lt;
0,05;Р1.2
.2
-з.з-4-нет

АДД, мм.рт.ст. 62,48±0,56 66,49±0,62
Р{amp}lt;0,05;
ЖЕЛ,л 1,71 ±0,07 1,96±0,09
Р{amp}lt;0,05;
ЖИ, мл/кг 58,96±0,51 67,58±0,54
Р{amp}lt;0,05
Кистевая сила, кг 12,46 14,86±0,22
Р{amp}lt;0,05
Кистевая сила, кг 12,46 14,86±0,22
Р{amp}lt;0,05
Становая сила, кг 12,46 14,86±0,22
Р{amp}lt;0,05

Таблица 6

Показатели

В начале эксперимента

(сентябрь 2004)

В конце эксперимента

(апрель 2005)

ЧСС, уд/мин 86,21±0,41 81,21±0,37
Р {amp}lt;0,05
АДС, мм.рт.ст. 97,26±0,68 103,38±0,81
Р{amp}lt;0,05
АДД, мм.рт.ст. 68,31 ±0,51 64,52±0,59
Р{amp}lt;0,05
ЖЕЛ,л 1,84±0,09 2,10 ±0,11
Р{amp}lt;0,05
ЖИ, мл/кг 65,71±0,54 73,66±0,56
Р{amp}lt;0,05
Кистевая сила, кг 13,56±0,18 17,48±0,23
Р{amp}lt;0,05
12,46 14,86±0,22
Р{amp}lt;0,05
Становая сила, кг 12,46 14,86±0,22
Р{amp}lt;0,05

Оптимальная величина в физиометрических показателях мальчи­ков основной группы объясняется тем, что у них эффективно проявляются результаты внедренных комплексов здоровьеукрепляющих технологий. Сле­довательно, оздоровительные методики приводят к положительной пере­стройке основных гомеостатических показателей организма мальчиков.

Известно, что индивидуальные антропометрические показатели тела оказывают значительное влияние на функциональное состояние сердечно­сосудистой системы. В возрасте 9 лет продолжает совершенствоваться нейро-гуморальная регуляция сердечно-сосудистой системы и создаются адаптивные механизмы на воздействие внешней среды (Быков Е.В., Исаев А.П., Сашенков С.Л.,1998).

Характеристика изменения ЖЕЛ в процессе эксперимента свидетельствует о достоверно более выраженном увеличении ЖЕЛ основной группы на 5,8% после проведения курса ЛФК

Расчеты артериального давления по окончании эксперимента показывают, что у мальчиков основной группы показатели пульсового давления выше, чем у представителей контрольной группы.

В следующей серии эксперимента пациентам проводилось исследование общей физической работоспособности. Для этих целей использовалась стандартная методика определение МПК степ тест по Астранду. Анализ полученных данных свидетельствует о том, что в начале эксперимента показатели физической работоспособности в обеих группах достоверно не различались, а в конце лечения в экспериментальной группе отмечается достоверное увеличение МПК на 210 мл или на 7,9%, а относительное МПК на 2 мл или на 5,8 %. В то время как в контрольной группе показатели физической работоспособности изменились недостоверно за время исследования (Таблица 7, 8).

Показатели физической работоспособности мальчиков 9-10 лет

контрольной группы (М±m)

Таблица 7

Показатели

В начале эксперимента

(сентябрь 2006)

В конце эксперимента

(март 2007)

МПК,л 1,65±0,09 1,75 ±0,11
Р{amp}gt;0,05
Отн МПК, мл/кг 54,71±0,54 57,66±0,56
Р{amp}gt;0,05

Таблица 8

Показатели

В начале эксперимента

(сентябрь 2006)

В конце эксперимента

(vfhn 2007)

МПК,л 1,64±0,09 1,89 ±0,11
Р{amp}lt;0,05
Отн МПК, мл/кг 55,71±0,54 63,66±0,56
Р{amp}lt;0,05

https://www.youtube.com/watch?v=ytdevru

Таким образом, дозированные физические упражнения в форме лечебной гимнастики повышают уровень физического развития детей, резервы кардиореспираторной системы, растет общая физическая работоспособность, улучшается субъективное состояние больных.

Оцените статью
Оптика Стиль
Adblock detector