Причины и виды нарушения зрения

Информация

Причины

Причин нарушения зрения в детском возрасте много, но все их можно поделить на две группы:

  1. Врожденные – развиваются во время внутриутробного созревания или передаются по наследству. Обычно свою роль играет хромосомный, генный фактор. Часто наследуется не столько проблема со зрением, сколько предрасположенность к ее развитию, сама патология дает знать о себе при неблагоприятном стечении внутренних, внешних факторов.
  2. Приобретенные – зрение падает по причине перенесенных заболеваний, травм, неправильного образа жизни. Негативное влияние на состояние зрительной функции оказывают системные патологии органов ЖКТ, выделительной системы, сердца, щитовидки.

Наиболее распространены следующие виды нарушения зрения:

  1. Близорукость и дальнозоркостьМиопия (близорукость), Фокусирование изображения происходит перед сетчаткой глаза, а не на ней, как это должно быть в норме. Нечеткая картинка возникает при отдалении предметов.
  2. Гиперметропия (дальнозоркость). Фокусирование осуществляется за сетчаткой, из-за чего размытыми становятся близко расположенные предметы. Глазной хрусталик ребенка достаточно подвижен и стремится нейтрализовать проблему. Из-за прилагаемых усилий по обеспечению одинаково четкого восприятия как отдаленных предметов, так и приближенных глаза быстро переутомляются, возможно развитие косоглазия.
  3. Стробизм (косоглазие) — это состояние глаз, при котором они имеют разные направления взгляда, сфокусироваться на одном предмете невозможно.
  4. Астигматизм (дефокусировка) появляется в результате изменения формы роговицы глаза. У взрослых и детей с нарушением зрения такого рода четкость изображения неоднородна. Даже если один предмет видно четко, соседний может быть размытым.
  5. Стокомы (изменения поля зрения) — дефекты, имеющие место на участке ограниченного размера. При нарушении полей зрения на изображении могут появляться небольшие пятна или тени. Выявление дефекта может производиться специализированными методами, больной может ничего о нем не подозревать.
  6. Амбиопия (затуманенное зрение). Корректировка ослабленного зрения не достигается полностью применением только очков.
  7. Дальтонизм (нарушение цветового зрения). Реакция на цвет происходит, но идентифицировать какой-то конкретный бывает очень затруднительно.
  8. Синдром Терии — поражение сетчатки глаза, возникающее в ряде случаев в первые дни жизни у недоношенных детей при изменениях, происходящих в сосудах кровоснабжения, расположенных на глазном яблоке. Еще не до конца сформировавшийся глаз чутко реагирует на подобные преобразования, в результате чего зрение может быть испорчено на всю оставшуюся жизнь.
  9. Куриная слепота (нарушение сумеречного зрения). Восприятие предметов резко нарушается с наступлением сумерек.
  10. Конъюнктивит (воспаление глаза) сопровождается гнойными выделениями, повышенной раздражительностью слизистой глаза и слезоточивостью.
  11. Птоз (опущение века). При этом дефекте наблюдается полное или частичное опущение века. Справиться с ним обычно можно применением медикаментозной терапии, но в некоторых случаях без хирургического вмешательства не обойтись.

Эта классификация нарушений неполная, в ней перечислены дефекты, которые встретить в жизни можно с достаточно большой вероятностью. Глаза также могут быть травмированы при занятиях активными видами спорта и в различных бытовых ситуациях.

В медицине под нарушением зрения понимают неспособность глаза приспособиться к нормальному физиологическому восприятию окружающих объектов. Иными словами, это снижение способности видеть предметы или различные искажения их восприятия. Существуют как врожденные офтальмологические отклонения, так и приобретённые в течение жизни. В целом, все зрительные нарушения можно объединить в несколько групп:

  1. Нарушение восприятия цвета. Зрительный аппарат не может различать некоторые цвета или путает их. Наиболее распространенный пример – дальтонизм. Чаще всего подобная патология является врожденной или появляется вследствие химического воздействия;
  2. Нарушение адаптации зрения. Глаз не может подстроиться под освещение в помещении или на улице. Кроме того, могут возникнуть неприятные ощущения при ярком свете (фоточувствительность, куриная слепота);
  3. Аномалии аккомодации. Проявляются в виде полной или частичной невозможности различить объект или предмет на расстоянии. Самый яркий пример – близорукость;
  4. Нарушение рефракции или дальнозоркость. Патология, противоположная нарушениям аккомодации. Возникает, как невозможность четко различать объекты, расположенные вблизи;
  5. Нарушение периферического зрения. Данная проблема встречается реже других. Поле зрения значительно сужается, из-за чего становится невозможным различить объекты, расположенные в периферической зоне.

Врожденные

Причины и виды нарушения зрения

Различные нарушения зрения в эмбриональный период чаще всего обусловлены аномальным развитием плода или осложнениями во время беременности. Вот наиболее распространенные из них:

  • патологические нарушения процесса формирования зрительной системы у плода;
  • перенесенные во время беременности инфекционные заболевания;
  • преждевременные роды;
  • генетические аномалии развития плода или мутации;
  • употребление наркотических, психотропных или гормональных средств во время беременности;
  • механические повреждения или травмы в период вынашивания и во время родов.

Нередко зрительные патологии возникают на фоне наследственности. Большое количество офтальмологических заболеваний передаётся генетически, например, катаракта, некоторые аномалии развития сетчатки или роговицы. Несмотря на развитие медицины, нет эффективных способов профилактики наследственных болезней.

_

Катаракта

Наиболее распространенные врожденные дефекты зрения – истинная или ложная близорукость, дальнозоркость, различные формы косоглазия, а также астигматизм. В редких случаях диагностируется птоз, блефарит и дакриоцистит.

Приобретенные

Патологии функционирования зрительной системы могут возникнуть и в течение жизни. Чаще всего это происходит в пожилом возрасте, в силу анатомического строения глаза. Однако есть множество причин, которые могут повлиять на качество зрения и здоровых и молодых людей. Вот некоторые распространенные приобретенные причины нарушения зрения:

  • механические повреждения компонентов зрительного аппарата;
  • вирусные, бактериологические и паразитические офтальмологические или системные болезни;
  • возрастные нарушения функционирования зрительной системы;
  • несбалансированное питание, нарушение режима дня и неравномерная трудовая нагрузка;
  • сильные стрессы и эмоциональные переживания;
  • различные болезни нервной и кровеносной систем;
  • длительная работа, требующая постоянного зрительного напряжения, вредные условия на производстве;
  • длительный прием антибиотиков и гормональных препаратов;
  • злоупотребление алкоголя, кофеина и наркотических веществ;
  • несоблюдение элементарных правил личной гигиены;
  • перенесенные острые состояния, связанные с угрозой жизни (кровоизлияние, инфаркт, черепно-мозговая травма);
  • возрастные процессы естественного старения органов зрения.

Несмотря на то, что организм обладает сильной естественной защитой от большинства неблагоприятных внешних факторов, даже одна из представленных выше причин может привести к полному или частичному снижению зрения или вызывать искажение восприятия.

Обследование

Традиционными методами обследования в офтальмологии являются офтальмоскопия и тестирование остроты зрения с помощью таблицы Орловой или Сивцева. Для детей с нарушением зрения существуют специальные методики, которые также позволяют установить качество связей зрительного анализатора с мозгом и его другими функциями.

С этой целью проводят диагностику по методу Солнцева Л.Н., который включает оценку двигательных навыков, ассоциации речевых образов со зрительным представлением, способности воспроизвести формы и образы с помощью рисунка, возможность подражать действиям взрослого. В результате обследования возможно выявить уровень развития зрительного анализатора, умственных показателей и способности к обучению.

Почему плохое зрение – социальная проблема

На сегодняшний день описано и исследовано более 200 различных офтальмологических заболеваний. Каждое из них развивается по особенному механизму, но есть ряд причин и отклонений от нормы, которые приводят к зрительным нарушениям.

Причины и виды нарушения зрения

Чаще всего усталость, приводящая к снижению остроты зрения и различным офтальмологическим нарушениям, не является полноценным заболеванием глаз. Обычно подобная проблема снимается после полноценного отдыха или регулярной зрительной гимнастики. В то же время хроническая усталость глаз значительно истощает все структуры этого органа и может привести к самым тяжелым нарушениям.

Ресничные мышцы, которые соединены с хрусталиком, отвечают за регулировку его кривизны, что является важнейшим фактором для фокусировки изображения. Ослабление мышечных волокон может происходить из-за длительного или хронического напряжения зрения, а также вследствие старческих процессов или на фоне течения некоторых системных заболеваний, например, сахарного диабета. Основные проявления ослабления ресничных мышц хрусталика – дальнозоркость и близорукость.

Ксерофтальмия или пересыхание конъюнктивы (синдром сухого глаза) – нередкий симптом, который встречается в целом ряде болезней. Слизистая оболочка глаза выполняет важную функцию – увлажнение глазного яблока для обеспечения движения и устранения инородных тел, попавших на структуру глаза. Если этого не происходит, начинаются дисфункции основных компонентов зрительного аппарата, что приводит не только к снижению остроты зрения, но и к неприятным ощущениям в виде жжения, зуда и боли.

_

Синдром сухого глаза

Чаще всего подобная патология встречается у людей, которые много времени проводят за компьютером или работают с документами, а также при сахарном диабете, синдроме Шегрена, некоторых формах ревматических и аутоиммунных заболеваний. Помимо этого, ксерофтальмия возникает вследствие длительного конъюнктивита или механического повреждения слизистой оболочки.

_

Виды коньюктивитов

Для полноценной работы зрительного аппарата необходимо большое количество энергии, за поступление которой отвечает кровоток. При любых нарушениях кровоснабжения возникают дистрофические процессы в сетчатке, что может привести к самым печальным последствиям. Проблему можно диагностировать только во время обследования глазного дна, а также при визуальном осмотре склеры, поскольку там расположено огромное количество капилляров.

Проблемы, связанные с нарушением циркуляции крови, возникают обычно на фоне травм глазного яблока, при некоторых болезнях сосудистой системы, во время скачков давления в организме. В большинстве случаев это приводит не только к снижению остроты зрения, но и к появлению болезненных ощущений при пальпации глаза, а также во время движения глазного яблока. Частный случай болезни – диабетическая ретинопатия, которая является частым осложнением сахарного диабета любой формы.

Старение сетчатки

За остроту и полноценность зрения отвечают специальные светочувствительные пигменты, которые расположены непосредственно в сетчатке. С возрастом, а также на фоне приобретенных системных старческих заболеваний они начинают постепенно разрушаться (возрастная дистрофия сетчатки глаза), что приводит к самым различным нарушениям зрения – снижению остроты зрения на обоих глазах, развитию астигматизма и другим.

_

Продукты содержащие витамин А

Травмы

Человеческий глаз – сложная и очень нежная структура. Любые механические повреждения способны вызвать серьезные нарушения зрения мгновенно или через какое-то время. Наиболее частые причины офтальмологических расстройств, вызванных травмами:

  1. Ушиб. Считается наиболее легким вариантом травмы глаза. Степень осложнений для зрительной системы, как правило, сразу же оценить сложно – последствия проявляются позднее. Именно поэтому важно при получении ушиба своевременно обратиться к специалисту;
  2. Ожог. Он может быть трех видов – химический, термический или радиационный. Поражение глаза полностью зависит от того, насколько были задеты зрительные структуры. Обязательно необходима госпитализация, где возможно оценить поражение и вовремя принять меры;
  3. Попадание инородного тела. Всегда начинается с неприятных ощущений на слизистой оболочке, впоследствии могут поражаться не только конъюнктива, но и глазное яблоко. Лечение зависит от формы и размеров объекта, попавшего в глаз;
  4. Ранение. Это самый сложный случай травмы зрительной системы. Как правило, ранение происходит колющим или режущим предметом. Лечение зависит от степени тяжести, в некоторых ситуациях необходимо полное удаление глаза.

При любой травме органов зрения категорически не рекомендуется заниматься самолечением, поскольку необходима грамотная диагностика, ведь последствия могут проявиться даже после полного выздоровления.

Проблемы со зрением, встречающиеся в детском возрасте:

  1. Дальнозоркость;
  2. Близорукость;
  3. Ленивый глаз;
  4. Астигматизм;
  5. Косоглазие.

Рассмотрим их особенности:

  • Близорукость передается от родителей или имеет приобретенный характер, механизм ее развития предполагает выраженное удлинение яблок глаза. Если ребенок посещает сад, и заболевание активно прогрессирует, узнайте, в каких условиях в ДОУ проходят занятия – возможно, в группах мало света.
  • Близорукость ложного типа – мышца находится в перманентно напряженном состоянии, расслабление возможно только тогда, когда глаза находятся в покое. Дети обычно плохо видят те предметы, которые расположены на значительном удалении. Сопутствующая симптоматика – мигрени, локализующиеся в области лба, усталость. При ложной близорукости детей сажают за первые парты, иначе патология может перейти в истинную форму.
  • Дальнозоркость – заболевание сопровождается нарушениями анатомической структуры глаза. Посетите врача, если ребенок при чтении постоянно отодвигает книжку от себя, жалуется на боль, красноту, усталость.
  • Косоглазие – или передается генетически, или указывает на наличие системных заболеваний. Глазное яблоко отклоняется вправо или влево от центра, иногда вертикально.
  • Астигматизм – врожденная патология, обуславливаемая кривизной роговицы. Ребенок практически не различает удаленные и близко расположенные предметы, глаза быстро устают. Рекомендованы занятия в группах детского сада компенсирующего вида.
  • Ленивый глаз – образы получаются разными для правого и левого глаз, соединять их воедино трудно. Получается, что ребенок фактически смотрит только одним глазом, а второй функционирует частично и со временем перестает выполнять свои функции. Клиническая картина – быстрая утомляемость, резь в глазах, мигрени.

Поскольку школьники и, тем более, дошкольники не могут внятно объяснить родителям, что именно их беспокоит больше всего, нужно регулярно проходить профилактические осмотры. Офтальмолог оценит состояние зрительной системы и даст полезные рекомендации.

В тех ситуациях, когда снижение остроты зрения не значительное, главное правильно и вовремя провести коррекцию – в таком случае к моменту начала сада или школы ситуация нормализуется, и отклонения никак не повлияют на процесс адаптации, обучения.

При значительных отклонениях зрительной функции обучение проводится по специальным программам. Успех процесса во многом зависит от грамотности подхода родителей, их желании найти контакт с ребенком, сделать обучение максимально продуманным, эффективным.

Поскольку у детей со значительными отклонениями зрения от нормы срабатывают компенсаторные механизмы восприятия информации, нужно больше внимания уделять тактильному контакту, слуху. Если вы понимаете, что ребенок плохо воспринимает предметы глазами, описывайте их ему – это поможет правильно познавать мир.

Школу, сад следует выбирать тщательно. Лучше отдавать ребенка в коррекционное учреждение, поскольку тут работают педагоги с соответствующим образованием, четко понимающие, как выстраивать процесс обучения и воспитывать детей с особенностями.

Младший возраст

Время от года до семи – самое сложное с точки зрения обучения, воспитания при наличии серьезных отклонений зрения. Основные жизненные функции активно формируются, усиливаются нагрузки на глаза, и ребенку нужна дополнительная поддержка.

Родители следят за состоянием малыша регулярно проходят плановые осмотры у офтальмолога – их частоту определяет врач. После трехлетнего возраста тесты проводятся с применением различных методик, наиболее часто применяется таблица Орловой с картинками, а не буквами.

Если есть нарушения, делается гимнастика, может врач порекомендовать аппаратное лечение.

Дети дошкольного возраста, имеющиеся проблемы со зрением, отличаются от сверстников, их нужно отдавать в специализированный детский сад. Адаптация должна быть достаточно быстрой – воспитатель принимает активное участие в процессе социализации, ускоряя его. Игровая форма позволяет малышу хорошо освоиться в новом месте среди других детей.

До постоянного посещения сада ребенка с родителями приглашают на подготовительные консультации. Эти консультации нужны, чтобы убрать страх перед новым местом, настроить малыша на посещение садика. По возможности посетите несколько учреждений и выберите то, где ребенку развиваться будет проще.

Опытные воспитатели найдут подход к каждому малышу, сделают его пребывание в ДОУ комфортным, будут проводить специальные занятия, рассчитанные на слабовидящих детей. Затем педагоги проанализируют каждого ребенка, определят его сильные, слабые стороны, смогут работать над развитием талантов и решением психологических проблем.

Клиническая картина

Проявления проблем со зрением во многом зависят от их формы. Поводом для обращения к врачу является любое отклонение одного или пары глаз от срединной оси, когда ребенок смотрит вперед, особенно если ранее была травма, стресс. Когда ребенок во время чтения, письма, рисования слишком близко наклоняет голову к столу, это тоже повод насторожиться.

Другие симптомы:

  • Желание сесть как можно ближе к телевизору;
  • Закрывание одного глаза при рассматривании предметов;
  • Частые моргания, прищуривания;
  • Проблемы с моторикой;
  • Жалобы на мигрени, глазные боли;
  • Тошнота, головокружения при значительных зрительных нагрузках;
  • Выделение гноя, слезоточивость;
  • Острая реакция на свет;
  • Разрывы капилляров.

Выводы

Существуют десятки причин, способных вызывать нарушения зрения. Большинства из них можно избежать, если бережно относиться к своему организму и своевременно обращаться к врачу при первых признаках болезней. До недавнего времени восстановление функционирования зрения казалось невозможной задачей, но современные методы медицины позволяют устранить практически любую патологию без риска развития осложнений.

Аномалии рефракции

Ухудшение зрения у детей чаще всего наблюдается при нарушениях преломления в глазу лучей света. Это такие аномалии рефракции, как близорукость (миопия), дальнозоркость (гиперметропия) и астигматизм. Как правило, все указанные заболевания относятся к наследственным. Однако стоит помнить, что от родителей передается не сама патология, а лишь предрасположенность к ней.

Причиной близорукости может стать увеличенный размер глазного яблока. Такая патология нередко возникает у детей от 5 до 10 лет. Это период их бурного роста. В дальнейшем близорукость постепенно нарастает до окончательного формирования размера глаза (как правило, до 18 лет).

Что касается астигматизма, то его появление провоцирует неравномерный рост органа зрения. В таком случае роговица имеет не круглый, как обычно, а овальный вид. Причина астигматизма может крыться и в неправильной форме самого хрусталика, а также возникать после травмирования глаза. В таком случае лучи света будут преломляться под различными углами и без фокусировки на сетчатке. Это приводит к тому, что одни линии ребенок видит достаточно четко, а другие — размыто.

Классы слабовидящих детей

В медицинской теории существует особая классификация для детей с проблемами зрения. Она учитывает, способен ребенок видеть пару ярких точек или нет, сколько строк он четко различает в проверочной таблице. Если ребенок не видит 10 строку, 9, 8 и так далее, можно говорить о близорукости.

Классификатор детей с проблемами зрения:

  1. Слабовидящие – нарушения остроты зрительной функции находятся в пределах 0.05-0.2. Пациенты данной группы нормально воспринимают информацию извне;
  2. Слепые – развитие зрения остановлено, образного восприятия информации нет, хотя в ряде случаев присутствуют остаточные признаки зрения. Обучение – домашнее либо в заведениях компенсирующего типа;
  3. Частично слепые – есть возможность формировать образы, различать свет. Диапазон отклонений 0.005-0.4;
  4. Слепота – зрительные образы полностью отсутствуют. Обучение строго индивидуальное;
  5. Слепые дети могут быть такими на момент рождения, либо потеря зрения происходит постепенно. Во втором случае зрительная функция перестает развиваться в возрасте 6 лет.

Дети с нарушениями зрения, особенно выраженными, находятся в зависимом положении от педагогов и родителей.

От здоровых деток они тоже сильно отличаются по психологическим реакциям, поведенческим факторам:

  • Неправильная координация движений, которая особенно четко проявляется во время активных игр, движения неуверенные, присутствуют «заносы»;
  • Жесты, мимические действия сильно ограничены, иногда вообще отсутствуют, хотя в норме быть должны;
  • Чрезмерное или замедленное развитие речи (сначала оно обычно медленное, а потом резко ускоряется).

Времени на обследование ребенка с проблемами зрения нужно больше, чем для здорового, поскольку такие пациенты медленно сосредотачиваются, долго обдумывают движения, действия, ищут одобрения поступков. Из-за таких психологических особенностей при значительных нарушениях зрительной функции рекомендовано обучение в специализированных учреждениях.

Определение зрения

Человек наделён природой пятью чувствами, которые позволяют ему познавать окружающий мир.

Зрение – это способность человека воспринимать информацию путём преобразования энергии электромагнитного излучения светового диапазона.

Для того чтобы мы могли видеть, наш зрительный аппарат проделывает очень сложную работу. Глаз улавливает оптические раздражители, перерабатывает их в нервные импульсы, которые передаются коре головного мозга, в участок, отвечающий за их обработку и формирование определённого образа. В этом сложном процессе задействованы глазодвигательные мышцы, оптическая система глаза, в структуру которой входят роговица, хрусталик, радужная оболочка и стекловидное тело, зрительный нерв и зрительные центры головного мозга.

Диагностика

Окулист при обращении с жалобами на снижение остроты зрительной функции проводит ряд диагностических мероприятий. Основные – внешний осмотр, простые обследования, аппаратная диагностика заболевания. При внешнем осмотре специалист оценивает размеры, строение глаз, смотрит, как ребенок фиксирует предметы, реагирует на свет. Результаты анализа показывают, что ребенок плохо видит свет или, например, не может сфокусироваться в одной точке.

Следующий этап проверки – офтальмоскопия, то есть осмотр глазного дна, оценка степени прозрачности структур глаза. Зрачок расширяется с применением специальных препаратов, которые закапываются за 20 минут до теста. После 3 лет острота зрения определяется по таблицам, при наличии отклонений проводится проверка с помощью линз.

Осмотр на щелевой лампе, биомикроскопия показывают наличие патологий радужки, хрусталика, сосудистых проблем. При необходимости проверяются поля зрения для разных цветовых спектров.

Терапия

Основные особенности лечения:

  1. При инфекционных поражениях применяется медикаментозная терапия – местная и системная, препараты подбираются индивидуально;
  2. Травмы – операция, консервативная терапия.

Специалист подберет очки, подскажет, как нужно питаться, откорректировать режим работы и отдыха, стоит ли принимать витамины. При косоглазии назначается ношение наклеек, может потребоваться операция.

Методы лечения зрительных нарушений в детском возрасте:

  • Лазерная терапия – не путайте с коррекцией. Способ используется для коррекции всех типов нарушения зрения в детском возрасте;
  • Фотостимулирование – световые вспышки воздействуют на нервы глаза, сетчатки, устраняют симптомы амблиопии, дальнозоркости, близорукости;
  • Цветовая терапия – эффективна в лечении косоглазия, близорукости, сильного зрительного переутомления. Оттенки – синий, красный, зеленый, сиреневый;
  • Магнитотерапия – обработка органов зрения магнитным полем вызывает расширение сосудов сетчатки глаза, понижает давление, запускает активную регенерацию. Оптимальный способ терапии ленивого глаза;
  • Электростимуляция – методика терапии косоглазия, близорукости, ленивого глаза.

Возрастные особенности

Причины нарушения зрения у детей в новорожденном возрасте, как правило, врожденные и говорят об органических поражениях зрительного анализатора или нервных путей, отвечающих за формирование связей между воспринимающими фоточувствительными рецепторами и зрительным центром в головном мозге.

Новорожденные

У малыша изначально присутствуют некоторые зрительные рефлексы – сужение и расширение зрачков в зависимости от освещения (световая чувствительность), слежение за движущимися предметами. Стартом к формированию восприятия внешнего мира посредством зрения становится световая стимуляция сетчатки глаза. Чувствительность к свету у новорожденного очень низкая, и только к концу первых шести месяцев жизни она достигает чуть больше половины уровня взрослого человека.

Причины и виды нарушения зрения

К концу третьего месяца жизни у ребенка формируется центральное зрение. Когда он способен не просто обнаруживать объект, но и распознавать его, выделять среди других. Функция распознавания указывает на нормальное формирование интеллектуальной способности мозга.

У младенцев некоторое время глаза еще не могут удерживаться по центральной оси

Стимуляция сетчатки светом приводит постепенно к развитию бинокулярного зрения. Раздражение центральной ямки заставляет глаза фиксироваться на источнике света и, повторяя это раз за разом, оба глаза начинают двигаться согласованно. Нормальное развитие бинокулярного зрения дает человеку возможность объемного видения, которое позволяет оценивать глубину и пространство.

В этот же период жизни малыш начинает распознавать цвета. Первый цвет, который легко узнает ребенок – красный. Зеленый и ему подобные коротковолновые цвета воспринимаются хуже. Поле зрения грудничка намного уже, чем у взрослого. У детей дошкольного возраста поле зрения на 10 % меньше, чем у взрослого, но уже к 7–8 годам он достигает нормальной величины.

Первый год

К десятому месяцу зрение малыша позволяет ему распознавать геометрические формы. Во втором полугодии ребенок осваивает дальнее пространство, улучшаются навыки объемного зрения. Возможность разглядывать ближний и дальний план заставляет работать аккомодационный аппарат глаза, тренирует глазодвигательные мышцы.

Большой толчок к развитию понимания пространства и ориентирования дает начало активной двигательной активности. Мозг учится сопоставлять перемещение тела в пространстве с изменением размеров зрительных образов.

У дошкольников возникает понимание о нарисованном изображении предметов. Объемное восприятие объектов и острота зрения формируется у детей как раз к началу школы. С того времени, как ребенок начинает говорить, зрительные образы подкрепляют его речь и способствуют развитию абстрактного мышления.

В пять лет дети уже имею достаточно развитое цветное зрение, но его совершенствование продолжается. Нарушения цветоощущения в этом возрасте пропорционально взрослым и не отличается по частоте случаев у представителей обоих полов.

Гиперметропия высокой степени у детей

Следует учитывать, что у новорожденных острота зрения очень невысокая –0,005-0,015 диоптрий, практически все имеют дальнозоркость. Эти показатели не указывают на нарушение зрения у детей и являются физиологичными, соответствующими возрастному развитию. Острота зрения постепенно возрастает до 0,3 диоптрий к концу первых месяцев, 0,6 диоптрии к концу второго года и выходит на 1,0 дптр. к 7–10 годам.

Таким образом, на правильное формирование зрения у ребенка влияют не только врожденные механизмы, но и те обстоятельства, с которыми приходится сталкиваться в процессе роста и развития.

Оцените статью
Оптика Стиль
Adblock detector